Последние шесть лет разные органы власти РФ, субъекты и муниципальные образования, а также иные учреждения функционируют в рамках Федерального закона № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», ФЗ № 223.
Эти документы являются основными нормативными актами в РФ, которые регулируют правоотношения, связанные с осуществлением закупочных действий.
Разработанный под влиянием разных лоббистских структур ФЗ № 44 получил ряд негативных откликов со стороны экспертов-юристов. Они указывали на многочисленные негативные черты данного акта: в первоначальном документе не было конкретизации по поводу открытого размещения товаров, отсутствовали некоторые важные определения.
В течение 2013–2018 гг. под влиянием общественности в федеральный закон были внесены почти 70 изменений, которые позволили скорректировать наиболее одиозные статьи.
Все данные, касающиеся закупочной деятельности на государственном и муниципальном уровнях, обязательно размещаются в Единой информационной системе.
Нормативно под «ЕИС» понимается совокупность информации, установленной законодательно, и содержащейся в разных базах данных, информационных технологиях и техсредств, которые обеспечивают формирование, обработку, хранение информации, ее предоставление при необходимости неограниченному кругу субъектов с использованием сети Интернет (п. 9 ст. 3 Закона № 44). Кроме единой информационной системы действуют еще и региональные, муниципальные базы данных, размещение информации в которых обязательно интегрируется с федеральными материалами.
Экономические результаты введения ФЗ № 44. Единая информационная система в сфере закупок отмечает, что в 2014 г. общий объем государственных контрактов был не менее 5,5 трлн руб. (то есть 7 % от ВВП), в 2015 — 5,4 трлн руб. (6,5 % ВВП), в 2016 — 5,3 трлн руб. (6 % ВВП), в 2017 — 6,3 трлн руб. (то есть около 7 % ВВП), в 2018 г. — почти 7 трлн руб. В других европейских странах объем государственных закупок в это же время намного выше: в ЕС — около 16 % от ВВП, в США — не менее 20 %.