По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Открытость и прозрачность в системе госзакупок в сфере строительства

Разработчики законопроекта, ставшего в дальнейшем ФЗ № 44, планировали, что государственные и муниципальные закупки будут более открытыми, прозрачными и честными. Конкурентная борьба и прямое экономическое столкновение сторон приведут к тому, что главные выгодоприобретатели — государство и муниципальные власти — получат качественный объект в минимальные сроки и с разумными затратами. Данная идея заслуживает всяческого признания и уважения. Однако на практике, конечно, реализовать данную программу не удалось в полном смысле слова: структура российских закупок остается непрозрачной, что связано и с отсутствием единого непротиворечивого законодательства в этой сфере, и с ненадлежащим общественным контролем системы управления, и с минимизацией влияния СМИ на внутригосударственные процессы.

Последние шесть лет разные органы власти РФ, субъекты и муниципальные образования, а также иные учреждения функционируют в рамках Федерального закона № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», ФЗ № 223.

Эти документы являются основными нормативными актами в РФ, которые регулируют правоотношения, связанные с осуществлением закупочных действий.

Разработанный под влиянием разных лоббистских структур ФЗ № 44 получил ряд негативных откликов со стороны экспертов-юристов. Они указывали на многочисленные негативные черты данного акта: в первоначальном документе не было конкретизации по поводу открытого размещения товаров, отсутствовали некоторые важные определения.

В течение 2013–2018 гг. под влиянием общественности в федеральный закон были внесены почти 70 изменений, которые позволили скорректировать наиболее одиозные статьи.

Все данные, касающиеся закупочной деятельности на государственном и муниципальном уровнях, обязательно размещаются в Единой информационной системе.

Нормативно под «ЕИС» понимается совокупность информации, установленной законодательно, и содержащейся в разных базах данных, информационных технологиях и техсредств, которые обеспечивают формирование, обработку, хранение информации, ее предоставление при необходимости неограниченному кругу субъектов с использованием сети Интернет (п. 9 ст. 3 Закона № 44). Кроме единой информационной системы действуют еще и региональные, муниципальные базы данных, размещение информации в которых обязательно интегрируется с федеральными материалами.

Экономические результаты введения ФЗ № 44. Единая информационная система в сфере закупок отмечает, что в 2014 г. общий объем государственных контрактов был не менее 5,5 трлн руб. (то есть 7 % от ВВП), в 2015 — 5,4 трлн руб. (6,5 % ВВП), в 2016 — 5,3 трлн руб. (6 % ВВП), в 2017 — 6,3 трлн руб. (то есть около 7 % ВВП), в 2018 г. — почти 7 трлн руб. В других европейских странах объем государственных закупок в это же время намного выше: в ЕС — около 16 % от ВВП, в США — не менее 20 %.

Для Цитирования:
Поморцев Виктор Михайлович, Открытость и прозрачность в системе госзакупок в сфере строительства. Сметно-договорная работа в строительстве. 2020;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: