По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 908

Отечественная урбанистика: основные научные школы

Холодная Анна Алексеевна заведующий отделом библиотечно-библиографического обслуживания при Институте философии РАН, кандидат культурологии, Россия, 109240, Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1, E-mail: koroleva-anj@yandex.ru

В 1990-е годы в России начало формироваться урбанистическое направление с собственным кругом проблем и теоретико-методологических основ. В статье представляется понимание города как определенного культурного пространства, рассматриваются генезис культурологического осмысления городской среды и современное состояние этой области знания в отечественном научном дискурсе.

Литература:

1. Анциферов Н.П. Быль и миф Петербурга. — Пг.: Брокгауз-Ефрон, 1924 (репринтное воспроизведение: М., 1991).

2. Анциферов Н.П. Душа Петербурга: Очерки / Послесл. А. Марголиса; рис. А.П. Остроумовой-Лебедевой. — Л., 1990.

3. Анциферов Н.П. Проблемы урбанизма в русской художественной литературе. Опыт построения образа города — Петербурга Достоевского — на основе анализа литературных традиций / Сост., подготовка текста, послесл. Д.С. Московской. — М., 2009.

4. Анциферов Н.П. Пути изучения города как социального организма: Опыт комплексного подхода — Л., 1926. — С. 29.

5. Белый А. Петербург: Роман. — СПб., 2008.

6. Галушина Н.С. Город как объект культурологического исследования: автореф. дис. канд. культурологии: 24.00.01 / Ин-т молодежи. — М., 1998.

7. Гревс И.М. Научные прогулки по историческим центрам Италии: I. Очерки флорентийской культуры. — М., 1903.

8. Гревс И.М. Природа экскурсионности и главные типы экскурсий в культуру // Экскурсии в культуру: Метод. сборник. Статьи Н.П. Анциферова, Я.А. Влядих, И.М. Гревса / Под ред. проф. И.М. Гревса. — М., 1925. — С. 33.

9. Евменова Л.Н., Кудинова И.Ю. Культурологический портрет как понятие и метод исследования города // Дискуссия. — Вып. 10 (40). — 2013. — URL: http:// journal-discussion.ru/publication.php?id=938.

10. Кириллова О.С. Культурология, город и культ-туризм: конкретизация пространства // 60 параллель. — 2010. — № 3 (38). — C. 26–33. — URL: http://www. intelros.ru/pdf/60_paralel/38/Kirrilova.pdf.

11. Кудинова И.Ю. Культурологический портрет сибирского города (на примере Красноярска): автореф. дис. канд. культурологии: 24.00.01 / Вост.-Сиб. гос. акад. культуры и искусств. — Улан-Удэ, 2015.

12. Лотман Ю. Архитектура в контексте культуры.

13. Лотман Ю. Семиосфера. — СПб., 2000.

14. Монас С. Воображаемый город: Санкт-Петербург и русская культура / Пер. с англ. И. Кузес и Г. Каганов // Нева. — 1992. — № 5/6. — С. 353–362.

15. Мурина Е.Б. Проблемы синтеза пространственных искусств. — М.: Искусство, 1982.

16. Падже Виоле. Италия: Избр. страницы / Вернон Ли; пер. Е. Урениус; под ред. и с предисл. П. Муратова. — М., 1914. — Т. 1.

17. Трушина Л.Е. Культурология города как самостоятельная дисциплина // Формирование дисциплинарного пространства культурологии. Материалы научно-методической конференции (Санкт-Петербург, 16 января 2001 года). — СПб., 2001. — (Серия Symposium. Вып. 11). — С. 210.

18. Тулиганова И.В. Социокультурное пространство современного города: дис. канд. филос. наук: 09.00.11 / Сарат. гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского. — Саратов, 2009.

19. Федоров В.В., Коваль И.М. Мифосимволизм архитектуры. — 2-е изд. — М., 2009.

20. Ю.М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. — М., 1994.

У истоков отечественной культурологической урбанистики стоят имена двух выдающихся историков, краеведов и градоведов — И.М. Гревса и Н.П. Анциферова. Выработанный ими взгляд на городскую среду как на целостный культурно-исторический организм сегодня лежит в основе всего корпуса культурологических исследований, посвященных данному феномену. Иван Михайлович Гревс (1860–1941) является одним из основоположников изучения в России западноевропейского средневекового города и основателем петербургской школы гуманитарного экскурсиеведения. В 1921 году по его инициативе был открыт Петроградский экскурсионный институт (1921–1924). Будучи сторонником локального и экскурсионного методов изучения истории, Гревс придавал огромное значение исследованию городов и отдельных мест как носителей историко-культурных событий и явлений [7]. В своей статье «Природа экскурсионности и главные типы экскурсий в культуру» И.М. Гревс описывает город как «качественно наиболее яркий и напряженный носитель культурного движения и его плодов, самое богатое и насыщенное его гнездо, создатель, хранитель и распространитель благ культуры» [8, c. 33]. Он призывает понимать город как особое живое собирательное существо и стремится в качестве конечной цели «восстановить развитие его лица и души, строя объединенный и целостный образ» [8, c. 33]. Такой образ должен родиться из личного физического и эмоционального приобщения к историческому ландшафту города, который дает нам наиболее выразительное представление о культуре своего времени.

Ученик Гревса Николай Павлович Анциферов (1889–1958) впитал не только идею «целокупного» изучения города как наивысшей формы концентрации культурной жизни и точного отображения развития общественной структуры, но и следование экскурсионному методу «наглядного познания истории» (термин И.М. Гревса) [7]. Работа Анциферова «Пути изучения города, как социального организма: Опыт комплексного подхода», впервые вышедшая в 1925 году, до сих пор является одной из самых полных программ синтетического исследования города во всем многообразии и широких взаимосвязях его элементов. Он выделяет три элемента единства городского организма, определяющие три подхода к его изучению:

Для Цитирования:
Холодная Анна Алексеевна, Отечественная урбанистика: основные научные школы. Ученый совет. 2020;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: