По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336

Отдельные вопросы оценки эффективности планирования и реализации программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах

Проданова Наталья Алексеевна д-р экон. наук, доцент, профессор базовой кафедры финансового контроля, анализа и аудита Главного контрольного управления города Москвы, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова», 117997, г. Москва, Стремянный пер., д. 36, E-mail: prodanova-00@mail.ru, ORCID: 0000-0001-5140-2702
Сергеенков Антон Алексеевич аспирант ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова», 117997, г. Москва, Стремянный пер., д. 36, E-mail: antonser1020@gmail.com, ORCID: 0000-0001-9236-4255

В статье рассмотрены основные вопросы оценки эффективности региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на этапах финансирования, планирования и реализации таких программ; описаны текущие процессы и актуальные проблемы применительно к каждому из перечисленных этапов. Подробно описаны существующие формы оценки различных аспектов деятельности региональных операторов капитального ремонта. Особое внимание уделено отражению перспективных направлений оценки эффективности таких процессов. В статье приведены актуальные практики Москвы и Московской области в части построения и модернизации отдельных элементов региональных систем капитального ремонта многоквартирных домов.

Литература:

1. Строительство. Статистический бюллетень / Росстат [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики [сайт]. — URL: https://rosstat.gov.ru/ folder/14458 (дата обращения: 26.04.2024).

2. Закон города Москвы от 16.12.2015 № 72 «О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы в сфере организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в рамках реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы».

3. Постановление Правительства Москвы от 29.12.2014 № 832-ПП «О региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы» (вместе с Порядком применения критериев очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы).

4. Постановление Правительства Московской области от 27.12.2013 № 1187/58 «Об утверждении Порядка использования критериев очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области».

5. Приказ Минстроя России от 09.12.2020 № 758/пр «Об утверждении методических рекомендаций по принятию субъектом Российской Федерации решений о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах».

6. Постановление Правительства Московской области от 24.12.2019 № 1026/45 «Об утверждении краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области, на 2020–2022 годы».

7. Федеральный закон от 04.08.2023 № 433-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации».

8. Постановление Правительства Москвы от 29.12.2014 № 833-ПП «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы» (вместе с Перечнем работ и (или) услуг по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фондов капитального ремонта, сформированных исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт).

9. Постановление Правительства Московской области от 18.07.2023 № 536-ПП «Об утверждении перечня услуг и (или) работ, входящих в число услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт».

Небывалый подъем строительной отрасли России, происходящий в течение двух последних десятилетий, обусловлен колоссальными темпами роста жилищного строительства, доля которого составляет 79% в общей площади вводимых в эксплуатацию зданий [1]. Данное обстоятельство вызвано целым комплексом факторов, таких как рост населения, нарастающая урбанизация, внедрение новых технологий в строительство и многое другое. В качестве основных причин следует выделить значительные объемы государственного финансирования данной отрасли (в настоящий момент осуществляемого преимущественно посредством государственных и муниципальных программ) и поддержку строительных компаний (застройщиков) (предоставляемую, к примеру, за счет льготного кредитования или в форме моратория на претензии со стороны покупателей квартир за нарушение застройщиком сроков «выдачи ключей»).

Если в 2000 году на фоне беспрецедентного «провала» отрасли введено в эксплуатацию только 36 млн кв. м жилой площади, то в 2010-м, несмотря на глобальный финансовый кризис, введено уже 70 млн кв. м (+94%), в 2020-м — 110 млн кв. м(еще +57%), в 2023-м установлен очередной рекорд — 139 млн кв. м(еще +26% всего за три года) [1]. Из года в год увеличивается доля площади многоэтажного строительства (в том числе многоквартирных домов (МКД) на 17 этажей и выше), повышаются сложность их инженерно-технического устройства и разнообразие применяемых при строительстве МКД решений.

Обеспечение надлежащего функционирования МКД осуществляется посредством региональных программ капитального ремонта, за реализацию которых отвечают созданные в каждом регионе специализированные некоммерческие организации — региональные операторы капитального ремонта общего имущества собственников в МКД1 . Эффективное планирование и реализация таких программ являются предметом оценки не только самих региональных операторов, но и различных федеральных, региональных и муниципальных органов власти (в том числе в формах финансового контроля, контроля исполнения обязательных требований и др.), а также общественных объединений и организаций. С учетом описанного тренда на увеличение масштабов жилищного строительства вопрос реализации региональных программ капитального ремонта с каждым годом приобретает все более стратегический характер для государства.

Для Цитирования:
Проданова Наталья Алексеевна, Сергеенков Антон Алексеевич, Отдельные вопросы оценки эффективности планирования и реализации программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2024;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: