По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Отдельные проблемы правового регулирования социального обеспечения работников: помощь кадровику

Гусев Алексей Юрьевич канд. юрид. наук, доцент кафедры международных отношений, Дипломатическая академия МИД РФ, доцент департамента систем судопроизводства и уголовного права факультета права, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Заключение работником трудового договора и осуществление трудовой деятельности связаны с приобретением работником страхового и трудового стажа, в том числе специального трудового стажа, которое становится затем основанием для приобретения социально-обеспечительных прав, в частности права на получение пенсии, пособий; граждане имеют право на получение бесплатной медицинской помощи, социальных услуг и др. Одним из юридических фактов, влекущих возникновение социально-обеспечительных отношений между работником и государством (уполномоченным государством органов) либо работником и негосударственными организациями, могут быть социально-обеспечительные договоры. Проблемы, дефекты правового регулирования социально-обеспечительных отношений, основанием возникновения которых служит социально-обеспечительный договор, должны учитываться специалистами вобласти кадрового делопроизводства.

Литература:

1. Рощепко Н. В. Правовое регулирования социально-страховых отношений: единство публичных и частных начал. — М.: Юстицинформ, 2021. — С.158, 167.

2. Пузырева А.А. Пределы использования частноправовых конструкций в праве социального обеспечения: Дис.… канд. юрид. наук, — Екатеринбург, 2020. — С. 101.

3. Казанцев М. Ф. Понимание гражданско-правового договора: традиционные взгляды и новые подходы // Научный ежегодник Инстит у та философии и права Уральского отделения Российской академии наук. — Екатеринбург: УрО РАН,2002. — Вып. 3. — С. 257–282; См.: Пугинский Б. И. Гражданско-правовой договор // Вестник Московского университета. Сер. 11: Право. — 2002.— № 2. — С. 45.

4. Проблемы общей части права социального обеспечения: монография.— М.: Проспект, 2017. — С. 100. (Автор главы Воронин Ю.В.)

5. Зайцев В. В. Обеспечение исполнения обязательств: история, современность и перспек тивы развития: монография. — М.: Стат у т, 2021. — С. 1–3.

Согласно ст. 2 ТК РФ, к задачам трудового законодательства относится правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, в том числе по обязательному социальному страхованию.

Заключение работником трудового договора и осуществление трудовой деятельности связаны с приобретением работником страхового и трудового стажа, в том числе специального трудового стажа, приобретение которых становится затем основанием для возникновения социально-обеспечительных прав1, в частности права на получение пенсионных прав, право на пособия; граждане имеют право на получение бесплатной медицинской помощи, социальных услуг и др.

Одним из юридических фактов, влекущих возникновение социальнообеспечительных отношений между работником и государством (уполномоченным государством органов) либо работником и негосударственными организациями, могут быть социально-обеспечительные договоры.

Исследователи в области права социального обеспечения указывают, что категория договора утратила отраслевую принадлежность. Договор в целом, оторвавшись от сферы сугубо цивилистической, приобрел значение универсального инструментария [1].

Договорные конструкции, как отмечалось, применяются за пределами гражданского оборота [1]. Исключением не является и отрасль права социального обеспечения, которая в советский период сформированная как публичная отрасль права, при переходе России к рыночной экономике, изменению модели социального обеспечения в настоящее время обладает единством публичных и частных начал правового регулирования.

Проблемы, а также дефекты правого регулирования такого рода социально-обеспечительных отношений, основанием возникновения которых могут быть социально-обеспечительные договоры, должны учитываться специалистами в области кадрового делопроизводства.

Так, договор негосударственного пенсионного обеспечения (далее— пенсионный договор) в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (далее— также Закон о негосударственных пенсионных фондах) представляет собой соглашение между фондом и вкладчиком фонда, в соответствии с которым вкладчик обязуется уплачивать пенсионные взносы в фонд, а фонд — выплачивать участнику (участникам) фонда негосударственную пенсию.

Для Цитирования:
Гусев Алексей Юрьевич, Отдельные проблемы правового регулирования социального обеспечения работников: помощь кадровику. Кадровик бюджетной организации. 2023;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала