Сфера труда и занятости является одной из тех, которая понесла значительный урон от широкого распространения COVID-19 [1].
По оценкам Международной организации труда, последствия коронавируса уже стали самым беспрецедентным потрясением для экономики рынка труда со времен Второй мировой войны.
Совокупная занятость по странам, где предприняты обязательные меры по приостановлению работы субъектов предпринимательства, учреждений и как следствие временного закрытия рабочих мест, составляет от 70 до 87 процентов рабочей силы [2].
Кризис, вызванный пандемией, по предварительным прогнозам МОТ, приведет к сокращению 6,7% рабочих часов по всему миру во втором квартале 2020 года, что эквивалентно 195 млн человек, работающих полный день.
Для того чтобы ограничить прямые последствия COVID-19 для здоровья работников и их семей, государства должны принимать ответные политические меры, нацеленные на безотлагательное решение двух задач: защиту здоровья людей и экономическую поддержку, направленную на стимулирование как спроса, так и предложения.
Как подчеркивает Международная организация труда, если некоторые работники могут уменьшить риск заражения, работая на дому, то многие такой возможности не имеют по причине сложившегося неравенства[3].
Это не только угрожает здоровью отдельных работников, но и снижает эффективность массовых профилактических мер.
В первую очередь, это касается работников, вышедших на «переднюю линию» борьбы с коронавирусом, оказывающих медицинскую помощь, обеспечивающих население жизненно необходимыми товарами и услугами.
Работники, работодатели и их семьи должны быть ограждены от угрозы заболевания, главным образом, на рабочих местах, а для этого необходимо усилить меры защиты и охраны труда, включая раздачу защитного снаряжения (особенно работникам медицинских и смежных служб, волонтерам и всем, кто работает в постоянном контакте с людьми), проведение санитарно-гигиенических мероприятий, изменение организации труда (и проведение соответствующих информационно-разъяснительных мероприятий), поддержание социального диалога между работодателями, работниками и их представителями, например, в рамках комитетов по охране труда.