— Владимир Ефимович, по словам президента, производительность труда — проблема номер один для будущего главы государства. Это действительно главный вызов для российской экономики?
— Эта проблема существует на протяжении столетий, включая, естественно, последнее: производительность труда и в дореволюционной России, и в Советском Союзе была очень низкой и всегда составляла от четверти до трети от уровня производительности в ведущих странах Европы. Мы понимаем, что благосостояние, которым располагает общество, напрямую зависит от производительности труда.
ВВП страны — это добавленная стоимость, произведенная всеми работниками за год. Для увеличения ВВП надо повышать производительность, занятость либо то и другое. Но резервов по занятости нет и не предвидится. Нобелевский лауреат Пол Кругман как-то сказал, что производительность труда — это еще не все, но в долгосрочной перспективе — почти все.
— Президент связывает рост производительности с цифровой экономикой. Если мы туда придем, будет повышена производительность труда?
— У нас очень распространено представление, что проблема заключается в отсутствии современных технологий. Говорили: давайте купим новый станок, производственную линию, завод — и у нас сразу вырастет производительность. Мне кажется, это очень наивное представление. И в советские, и в послесоветские времена закупали заводы и технологии, но они, как правило, давали более низкую производительность и качество, чем у себя на родине — в Японии, Германии или Франции.
Я вспоминаю разговор десятилетней давности с одним из тогдашних руководителей энергетики про разницу в производительности у нас и в Европе. Ответ был: примерно в 4 раза. Я спрашиваю: «А если сравнивать только современные аналоги?» Он говорит: 3 раза. Почему? Нормы обслуживания безнадежно устаревшие, и поэтому компании вынуждены держать кучу лишних людей.
Например, мы можем построить сверхсовременный завод, но при этом оставить старый режим регулирования. Чтобы только трудовые книжки от руки заполнять и соблюдать все нормы Трудового кодекса, нужна армия кадровиков. Чтобы не стать жертвой налоговиков, нужна армия бухгалтеров и юристов. Чтобы отбиваться от рэкетиров разного рода, нужна армия охранников.