Анализ действий правительства по сокращению медучреждений, бюджетов здравоохранения, исполнению целевых показателей госпрограмм показывает, что эти показатели не достигаются, доступность медицинской помощи сокращается и как результат растет смертность.
Поэтому в условиях сокращения реального финансирования отрасли необходимо срочно расставить приоритеты по оказанию медпомощи так, чтобы ее базовые виды были доступны большинству граждан страны, считает эксперт рабочей группы ОНФ «Социальная справедливость», руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением Гузель Улумбекова.
Речь, в первую очередь, идет о первичной медико-санитарной помощи, скорой медицинской помощи, лекарственном обеспечении, медпомощи в экстренной форме в стационарах и высокотехнологичной в национальных клинических центрах.
«Одновременно необходимо существенно сократить неэффективные расходы в здравоохранении, в том числе поэтапно вывести частных страховщиков из цепочки доведения денежных средств до государственных лечебных учреждений. Нам также нужно существенно повысить качество обучения врачей в вузах и ускорить внедрение системы непрерывного медицинского образования, в том числе сконцентриро ваться на подготовке руководящих кадров на уровне мировых стандартов.
В 2016 г. должна быть разработана Стратегия развития здравоохранения до 2020 г. на федеральном и региональных уровнях, и ее качество должно быть таким, чтобы мы смогли приступить к решению фундаментальных проблем отрасли уже с 2017 г. Одновременно с этим на межведомственном уровне должны быть инициированы комплексные программы по охране здоровья населения», — считает Гузель Улумбекова.
При этом эксперт ОНФ подчеркивает, что попытки Минздрава РФ изменить общую ситуацию к лучшему успехом до сих пор не увенчались, а рассказы о «беспрецедентных мерах», предпринимаемых ведомством по снижению смертности в стране, не выдерживают никакой критики.
Так, по словам главы Минздрава Вероники Скворцовой, с мая прошлого года началось последовательное уменьшение смертности в ряде месяцев на 3–4 %, и, по предварительным результатам 2015 г., число умерших по сравнению с 2014 г. ниже на 2,2 тыс. человек. Эти цифры прозвучали в феврале на съезде «Единой России».