За последние годы значительное развитие в сельскохозяйственном производстве получил такой вид предпринимательской деятельности, как крестьянские (фермерские) хозяйства. Толчком послужила государственная поддержка региональных и федеральных властей, а стимулом развития — возможность реализации проектов животноводства и растениеводства нестандартного характера и обеспечение потребностей еще не в полной мере занятых потребительских ниш. Одно из главных преимуществ фермерского бизнеса — гибкость и открытость к экспериментам. Фермерские хозяйства можно охарактеризовать как гибкие, открытые к экспериментам организации, ориентированные на урожайность и производительность, в то время как крупный агропром — на прибыль и низкие издержки. Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств ставит новые задачи для государства, такие как определение дальнейшего вектора развития, новых точек роста, совершенствование мер государственной поддержки, корректировки действующего законодательства и др.
В настоящее время в нашей стране функционируют крестьянские (фермерские) хозяйства с различным организационно-правовым статусом. Часть хозяйств, образовавшихся до 1995 г., продолжает работать как юридические лица, и их правовой статус находится в противоречии с Гражданским кодексом Российской Федерации, главы других хозяйств перерегистрировались в предпринимателей без образования юридического лица. Однако независимо от статуса крестьянско-фермерское хозяйство подчиняется законодательно определенным правилам представления отчетности по результатам деятельности и уплаты налоговых платежей. Состав отчетности напрямую зависит от формы собственности и системы налогообложения, и определение преимуществ в каждом конкретном случае является актуальным вопросом, позволяющим повысить эффективность на данном участке работы.
Цель исследования: на основе действующей практики учета изучить формы и состав бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности крестьянских (фермерских) хозяйств, определить порядок представления и особенности формирования.