Что предлагалось раньше?
Что нас не устраивает?
Путеводная звезда.
Куда ведет наш новый путь?
В связи с очередным витком развития систем качества и выходом в свет новой версии международных стандартов ИСО 9000:2000 возникла потребность ревизии сложившихся представлений об экономике качества. До сих пор в системах качества экономика ассоциировалась только с затратами на качество. Специалисты искали пути их адекватного оценивания. Независимо от них экономисты и бухгалтеры тоже занимались вопросами снижения затрат, предлагая различные подходы к их учету и анализу, вскрывая новые аспекты этой экономической категории и фокусируя внимание на тех или иных, безусловно, важных для действенного управления моментах. Причин для такой ревизии было две. С одной стороны, существует объективная потребность в оценке эффективности самих систем качества, их вклада в конкурентоспособность организации, с другой — потребность в такой организации информационного обеспечения управления, которая учитывала бы все существенные аспекты системы качества и обеспечивала бы менеджеров высшего и среднего звена релевантной информацией (в частности, о затратах) для принятия управленческих решений.
А поводов оказалось несколько.
Прежде всего это новые подходы к мотивации, вытекающие из современных представлений о системах качества.
Во-вторых, идеи непрерывного совершенствования, кайдзен, или всеобщего менеджмента на основе качества, предполагающие постоянный поиск источников улучшения. В-третьих, процессное описание деятельности, позволяющее схематично представить последнюю, детально разобраться в бизнес-процессах и выявить проблемные области.
Далее, появление современных технологий управленческого учета, в основу которых положен принцип связывания расходов с действиями (Аctivity based costing — ABC). Наконец, ставшая явной связь между бюджетным процессом, развертыванием планов в духе концепции «хосин канри» и инструментами снижения затрат.