По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 130.2

От традиционного понятия культуры к концепции пост(мета)культуры

Розин Вадим Маркович ФГБУН «Институт философии Российской Академии наук», Россия, 109240, Москва, ул. Гончарная, 12, стр. 1. E-mail: rozinvm@gmail.com

В статье рассматривается кризис традиционного понятия культуры, для которого в ХХ столетии был характерен переход от онтологического понимания культуры к гносеологическому, т.е. к трактовке культуры как культурологического подхода и способа мышления, а также множества концептуализаций культуры. Вводится понятие пост(мета)культуры. В последней различаются два слоя: отдельные культуры, напоминающие традиционные, и глобальные структуры, объемлющие эти отдельные культуры. Представление о пост(мета)культуре иллюстрируется на материале нескольких кейсов (представления о метакультурах, модерне и постмодерне, мультикультурализме и новом эгоизме).

Статья поступила 22.07.2018 г.

Литература:

1. Беляев В.А. Логика истории и рефлексии модерна: Между «закрытым» и «открытым» универсумами: Модерн как вторая редакция «мировой этической революции» христианства. Полемика с контр-модерном. — М.: ЛЕНАНД, 2016. — 536 с.

2. Бенхабиб С. Притязания культуры. Равенство и разнообразие в глобальную эру. — М.: Логос, 2003. — 350 с.

3. Неретина С.С. Точки на зрении. — СПб.: Изд-во РХГА, 2005. — 360 с.

4. Орлова Э.А. Динамика культуры и целеполагающая активность человека // Морфология культуры. Структура и динамика. — М.: Наука, 1994. — 415 с.

5. Шапинская Е.Н. Лики любви в дискурсах и нарративах. — М.: Согласие, 2018. — 370 с.

6. Шапинская Е.Н. Творчество в контексте посткультуры: границы интерпретации // Ярославский педагогический вестник. — 2014. — № 2. — Т. I (Гуманитарные науки).

7. NY Times: Израиль испытал вирус Stuxnet на своей АЭС [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://webground.su/topic/2011/01/16/t174 (дата обращения 22.07.2018).

В прошлом веке представление о единой европейской культуре, характерное, как показал В.М. Межуев, для XVIII–XIX вв., уступило место представлению о множестве отдельных культур, находящихся между собой во взаимодействии и общении. Параллельно появились много разных концептуализаций культуры. Культура стала пониматься и не в плане конституирования европейской жизни, и не просто как разные культуры, ведущие между собой диалог (если рядом со сферой культуры, замечает С.С. Неретина, расположены и существуют «антикультурные ризомные поля, принципиально не желающие ни общаться, ни тем более обобщаться с этой сферой, то говорить о диалоге культур как о всеобщей, единой, то есть присущей всем людям, логике мышления рискованно» [3. C. 267]), а стала восприниматься как перекрывающееся множество культур в поле концептуализаций и идентификаций. Так, культура по-разному концептуализируется в эпистемологическом отношении: эволюционная трактовка культуры, теория исторических типов, психологическая трактовка, системно-структурная, социально-организмическая и др. Различно истолковываются культуры в зависимости от способов идентификации (национальное самоопределение, этническое, языковое и прочее), от типов социальных практик (колонизация, ассимиляция, модернизация, культурный обмен), от разных способов тематизации.

Среди различных концептуализаций культуры ХХ в. стоит отметить «правовую». Идея права сыграла важную роль в формировании представления об определенной культуре как самоценной, имеющей такие же права на существование, как и любая другая культура. Это с одной стороны. Но с другой стороны, осуществление права предполагает возможность выйти на единое представление о справедливости и способах разрешения социальных конфликтов. Тем самым, по идее, право должно было бы обеспечить аксиологическое измерение для культуры (пусть не Европа — образец культуры, но западный мир под эгидой цивилизованного, либерального права). Однако именно это условие невозможно провести относительно разных культур; потому-то многие гуманитарии мечтают о «диалоге культур», а не международном праве.

Для Цитирования:
Розин Вадим Маркович, От традиционного понятия культуры к концепции пост(мета)культуры. Вопросы культурологии. 2019;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: