Автору «Архипелага ГУЛАГ» в прошлом году исполнилось бы 100 лет. В ознаменование его столетнего юбилея в Париже с 19 по 21 ноября 2018 г. в Институте Франции и в Сорбонне прошёл международный симпозиум. По этому случаю журналистка Liberation Вероника Дорман взяла интервью у одного из ведущих специалистов по творчеству Александра Солженицына профессора Жоржа Нива.
«Во Франции жива память о Солженицыне. В свое время эта страна встретила его произведения с большим воодушевлением. Писатель Филипп Соллерс даже назвал его “новым Данте”. Французская интеллигенция стала скатываться в сталинизм, маоизм. Соответственно возникла потребность в своего рода лечении. Солженицын “Одним днем Ивана Денисовича” и “Архипелагом ГУЛАГ” изобразил обличительную иллюстрацию своей собственной исповеди о коммунистической каторге, что возымело очистительный эффект. В России он включен в школьную программу, по желанию президента Путина», — сказал Нива.
“Разбередив российскую рану, Солженицын принялся за западные раны. Он всегда был противником всякой идеологии. Тем не менее, с определенного момента он стал обнаруживать религиозную идеологию. Он стал склоняться к мысли о том, что в России и на Западе все идет не так из-за утраты веры и средневекового теоцентризма”, — поясняет Нива.
«Солженицын не стал российским националистом. Он антиимпериалист. Его принципиальная позиция, которой он придерживался всю жизнь: ошибка России — в ее территориальном расширении. Это то, в чем попрекают путинскую Россию, но это никак нельзя вменить в вину Солженицыну. Однако он думал, что Россия должна находиться там, где есть русский язык.
Украина — это его боль. Его дед был украинцем. И он всегда настаивал на том, что ни в коем случае нельзя прибегать к насилию», — указывает собеседник издания.
Издается при информационно-методической поддержке Российского научно-исследова тельского института культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачёва и Ассоциации культурологических кафедр и научных центров