Технологический прогресс и цифровые технологии впервые за много столетий оказывают серьезное влияние на очень значимый социальный институт — на торговлю. Видоизменяется процесс покупки, усложняется поведение потребителей, да что там потребители, если торговый центр может быть всего-навсего сайтом в Интернете. Но сегодня хочется сказать другое. Одновременно с этим процессом тут и там слышатся пророчества едва ли не апокалиптического характера: «эра традиционного ритейла на пороге гибели» или «строительство торговых центров — деньги на ветер». Но если внимательно послушать тех же экспертов, почитать немного о новых технологиях и о том, как они используются в ритейле, пусть в соседнем городе или в Америке и Азии, если присмотреться, что интересно молодым и успешным, то окажется, что ничего радикального не происходит. За исключением того, что все процессы нашей жизни ускорились. Покупатель выбирает диван в мобильном приложении за полчаса, приезжает в салон и забирает понравившуюся модель. К чему тратить 2–3 часа на утомительный выбор «на ногах»? Такое приложение, кстати, запустила российская компания «Цвет диванов». Все работает. Покупатели довольны.
Или вы можете долго рассказывать клиенту о ваших разработках и инновациях. Даже книгу ему можете подарить, в которой все это красочно описано. Но откроет ли он эту книгу? Вряд ли. Если речь идет, например, об одежде, то он наверняка захочет потрогать и примерить высокотехнологичные изделия. Вместе с книгой вы подарите ему образец? А если технологий 20 или даже 60? На выручку могут прийти сенсорные дисплеи, которые можно установить в магазине. Покупатель после небольшого интерактива имеет возможность тут же примерить и купить изделие. И он обязательно оценит сэкономленное время и полученный опыт. Итальянская компания Geox, имеющая сеть магазинов в 115 странах, на такой революционный ход решилась; новые форматы магазинов с технологиями, описанными выше, успешно внедряются по всему миру, начиная от Куала-Лумпура и заканчивая нашей столицей. Так что история трансформации торговли не про гибель одних и торжество других, успевших освоить новые ниши. Она про то, что современному потребителю важно при сохранении качества покупки потратить на нее минимум времени. Большинство технологических прорывов в торговле связаны ведь именно с этим. Если же временные затраты возрастают, продавец должен уметь эти затраты компенсировать. А высший пилотаж — сделать это легко и ненавязчиво, чтобы покупатель захотел в следующий раз потратить больше. И времени, и денег.