В целом медицинские поезда не в новинку для российских железных дорог. Особенно они востребованы в отдаленных уголках страны, где на сотни километров в округе может действовать одна небольшая больница или даже фельдшерско-акушерский пункт. Приезжая в такие медвежьи углы, медики, которые относятся к подразделению «РЖД-Медицина», бесплатно обследуют и лечат всех — как железнодорожников, так и местных жителей.
Вот только сами такие поезда — в огромном дефиците. Раньше их формировали из старых пассажирских вагонов — после капитального ремонта и переоборудования, поэтому и срок их эксплуатации был небольшим. Также такой подвижной состав по целому ряду критериев не мог соответствовать требованиям, которые предъявляются к медицинскому учреждению. В итоге ОАО РЖД» пришло к выводу о необходимости целенаправленного заказа строительства новых медицинских поездов.
В 2022 году, тщательно подготовив медико-технические требования, РЖД поручили ТМХ создание полноценного передвижного комплекса — от разработки и строительства адаптированного к нуждам медиков подвижного состава до установки, наладки и ввода в эксплуатацию всего специализированного оборудования. Разработкой конструкторской документации занялись специалисты компании «ТМХ Инжиниринг». Непосредственно строительство, оборудование и оснащение медицинского поезда осуществлял Тверской вагоностроительный завод. Летом 2024 года ПКДЦ был передан заказчику в установленные сроки.
ПКДЦ «Святой Пантелеймон» состоит из 14 вагонов. Восемь из них — медицинские.
У каждого своя специализация — регистратура, ординаторская, лаборатория, вагоны функциональной и лучевой диагностики, хирургический и два терапевтических. При этом возможностям поезда позавидуют многие современные больницы.
Например, при проектировании вагона-регистратуры применены продуманные решения по организации функционального пространства, в котором разместилось все необходимое для централизованной записи к врачам, зал ожидания, аптечный киоск и комната матери и ребенка для пациентов с маленькими детьми.