По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 792.8 DOI:10.33920/nik-01-2201-03

От личного бренда к конкурентоспособности

Мацаренко Татьяна Николаевна ФГАУ «Федеральный институт цифровой трансформации в сфере образования» Россия, 125212, Москва, Головинское шоссе, д. 8, корп. 2, E-mail: e-rus@mail.ru, ORCID: 0000-0003-4498-2168

В статье рассматривается вопрос реадаптации артиста балета после завершения сценической карьеры, возможности самореализоваться в профессии смежной хореографической деятельности. Выявлена проблема в профессионально-педагогической позиции артистов балета, адаптации к новому статусу, желании сохранить потенциал, обеспечивающий успешность в карьере, стремлении использовать свои навыки как актив — инвестировании в профессию, развитии творческого потенциала путем создания личного бренда.

Литература:

1. Клищевская М.В. Смена профессии как феномен профессионального развития: автореф. дис. канд. психол. наук / 19.00.03. — М., 2001. — 24 с.

2. Мацаренко Т.Н. Социально-профессиональная адаптация артистов балета к педагогической деятельности в системе дополнительного образования детей. — М., 2015. — 132 с.

3. Мацаренко Т.Н. Профессиональная самореализация артистов балета в сфере дополнительного образования детей // Научное обозрение. Педагогические науки. — М.: Издательский дом «Академия естествознания». — 2016. — № 1. — С. 35–52.

4. Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. — М.: Прайм-Еврознак, 2006.

1. Klischevskaya M.V. Change of profession as a phenomenon of professional development: avtoref. dis. Cand. psychol. Sciences / 19.00.03. — Moscow, 2001. — 24 p.

2. Matsarenko T.N. Social and professional adaptation of ballet dancers to pedagogical activities in the system of additional education for children. — M., 2015. — 132 p.

3. Matsarenko T.N. Professional self-realization of ballet dancers in the field of additional education for children // Scientific Review. Pedagogical sciences. — M.: Publishing house “Academy of Natural Sciences”. — 2016. — No. 1. — Р. 35–52.

4. Rean A.A., Kudashev A.R., Baranov A.A. Psychology of personality adaptation. Analysis. Theory. Practice. — M.: Prime-Evroznak, 2006.

Статья поступила 18.11.2021

В рамках федерального проекта «Творческие люди» необходимо обеспечение поддержки сохранения культурного наследия народов Российской Федерации, включая деятельность хореографов, педагогов дополнительного образования детей и взрослых в хореографической сфере деятельности, артистов балета, действующих и завершающих сценическую карьеру. К исследованию этой проблемы привела необходимость конкурентоспособности в профессии артиста балета, находящегося в кризисной ситуации в новых социальных условиях после завершения профессиональной сценической деятельности.

В связи с изменением социально-экономических условий в России значимость проблемы перехода к новой сфере деятельности резко возросла. Кризис утраты профессии связан с уходом из профессиональной жизни, необходимостью усвоения новой социальной роли и новых норм поведения, изменением социально-профессионального поля и контактов [4]. Способность успешно действовать в условиях непредвиденного изменения или неполноты информации является одной из важнейших характеристик творческого человека [1]. Артист балета в современных условиях находится в экстремальной ситуации, фактор неопределенности предъявляет разные психологические требования к сценическому исполнителю. Артисты балета, закончив сценическую карьеру в довольно молодом возрасте по состоянию здоровья, по законодательству (пенсия в 38–40 лет), по причине профессионального кризиса, понимая, что достигли предела профессиональной высоты, желают изменить свою деятельность. После того как 20 лет жизни отданы балету, трудно начинать все сначала. Опрос 100 действующих артистов балета показал, что при потере сценического статуса 30% респондентов испытывают страх перед будущим, 22% — растерянность, 16% — ностальгию по сценической деятельности, 14% ощущают потерю, пустоту, 10% испытывают разочарование в жизни, 7% находятся в депрессии, 0,8% — в растерянности и стрессе. В связи с этим требуется больше временных и эмоциональных затрат, чтобы сменить профессию или успешно самореализоваться в новой профессиональной деятельности.

Для Цитирования:
Мацаренко Татьяна Николаевна, От личного бренда к конкурентоспособности. Вопросы культурологии. 2022;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: