Статья поступила 18.11.2021
В рамках федерального проекта «Творческие люди» необходимо обеспечение поддержки сохранения культурного наследия народов Российской Федерации, включая деятельность хореографов, педагогов дополнительного образования детей и взрослых в хореографической сфере деятельности, артистов балета, действующих и завершающих сценическую карьеру. К исследованию этой проблемы привела необходимость конкурентоспособности в профессии артиста балета, находящегося в кризисной ситуации в новых социальных условиях после завершения профессиональной сценической деятельности.
В связи с изменением социально-экономических условий в России значимость проблемы перехода к новой сфере деятельности резко возросла. Кризис утраты профессии связан с уходом из профессиональной жизни, необходимостью усвоения новой социальной роли и новых норм поведения, изменением социально-профессионального поля и контактов [4]. Способность успешно действовать в условиях непредвиденного изменения или неполноты информации является одной из важнейших характеристик творческого человека [1]. Артист балета в современных условиях находится в экстремальной ситуации, фактор неопределенности предъявляет разные психологические требования к сценическому исполнителю. Артисты балета, закончив сценическую карьеру в довольно молодом возрасте по состоянию здоровья, по законодательству (пенсия в 38–40 лет), по причине профессионального кризиса, понимая, что достигли предела профессиональной высоты, желают изменить свою деятельность. После того как 20 лет жизни отданы балету, трудно начинать все сначала. Опрос 100 действующих артистов балета показал, что при потере сценического статуса 30% респондентов испытывают страх перед будущим, 22% — растерянность, 16% — ностальгию по сценической деятельности, 14% ощущают потерю, пустоту, 10% испытывают разочарование в жизни, 7% находятся в депрессии, 0,8% — в растерянности и стрессе. В связи с этим требуется больше временных и эмоциональных затрат, чтобы сменить профессию или успешно самореализоваться в новой профессиональной деятельности.