По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 130.2:159.964.21

От «культуры психоанализа» к «психоанализу культуры»: проблемы сверх-Я от Фрейда к Лакану. Часть 2

Вавилов Павел Сергеевич ФГБОУ ВО «Казанский государственный институт культуры», Россия, 420059, Республика Татарстан, Казань, Оренбургский тракт, 3. E-mail: pavlinblin@mail.ru

Статья посвящена анализу методологических оснований психоанализа как философско-культурологической концепции. Автор полагает, что строгое следование психоаналитической теории («культура психоанализа») позволит глубже раскрыть понимание культуры («психоанализ культуры»). С этой целью следует в более полной мере эксплицировать бытие субъекта в культуре и обратиться к иным более детальным теоретическим моделям «структурного психоанализа» Ж. Лакана.

Статья поступила 29.09.2017 г.

Литература:

1. Вавилов П.С. От «культуры психоанализа» к «психоанализу культуры»: проблемы Сверх-Я от Фрейда к Лакану. Часть 1 // Вопросы культурологии. — 2017. — № 1 (январь). — С. 30–34.

2. Вавилов П.С. Стратегии исследования «измененных состояний сознания» в социально-гуманитарном познании // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. — 2017. — № 2. — С. 9–13.

3. Доброродний Д.Г. Психоанализ как методологический проект в социально-гуманитарном познании // Теоретический журнал «Credo new». — 2009. — № 2. — С. 150–168.

4. Делез Ж. Представление Захер–Мазоха. — М.: РИК «Культура», 1992. — 380 с.

5. Жижек С. Возвышенный Объект Идеологии. — М.: Художественный журнал, 1999. — 236 с.

6. Жижек С. Накануне Господина сотрясая рамки. — М.: Европа, 2014. — 280 с.

7. Лакан Ж. Еще // Семинары: Книга XX. — М.: Гнозис; Логос, 2011. — 175 с.

8. Лакан Ж. Изнанка психоанализа // Семинары: Книга XVII. — М.: Гнозис; Логос, 2008. — 272 с.

9. Лакан Ж. Имена-Отца. — М.: Гнозис; Логос, 2006а. — 160 с.

10. Лакан Ж. Образования бессознательного // Семинары: Книга V. — М.: Гнозис, Логос, 2002. — 608 с.

11. Лакан Ж. Работы Фрейда по технике психоанализа // Семинары: Книга I. — М.: Гнозис; Логос, 1998. — 480 с.

12. Лакан Ж. Символическое, воображаемое, реальное // Имена-Отца. — М.: Гнозис; Логос, 2006b. — С. 9–50.

13. Лакан Ж. Тревога // Семинары: Книга X. — М.: Гнозис; Логос, 2010. — 424 с.

14. Лакан Ж. Этика психоанализа // Семинары: Книга VII. — М.: Гнозис; Логос, 2006. — 416 с.

15. Лакан Ж. Психозы // Семинары: Книга III. — М.: Гнозис; Логос, 2014. — 432 с.

16. Меньчиков Г.П. Основы антропологии: традиции и новации / Г.П. Меньчиков. — М.: «Школа», 2006. — 240 с.

17. Миллер Ж.А. 6 парадигм наслаждения // Международный психоаналитический журнал. — 2014. — № 4.

18. Смулянский А. Желание одержимого: невроз навязчивости в лакановской теории. — СПб.: Алетейя, 2016. — 184 с.

19. Фрейд 3. Статьи о кокаине. — СПб.: Азбука, 2011. — 160 с.

20. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. — СПб.: А-саб, 1994. — 408 с.

В каждом книжном магазине мира можно обнаружить на полке с вывеской «Психология» работы австрийского ученого, отца-основателя психоаналитического учения — З. Фрейда. Также смело предположить, что на сегодня нет людей, которые бы не знали о ключевых фрейдовских положениях. Несмотря на популярность «бренда» под названием «Фрейд», имеет место быть тенденция кривочтения/непрочтения психоаналитических работ. Преследуя желание «личностного роста» читатель встречается со сложностью понимания фрейдовских текстов, которое налагается на стереотипные психоаналитические клише: «оговорка по-Фрейду», «фаллическая идентификация», «эдипов комплекс» и пр. Помимо сферы масскульта учредителем данного производства является также университетское знание, в частности, академическая культура толкования психоаналитической мысли.

Психоанализ в своем развитии на сегодня остается одной из самых дискуссионных тем в социально-гуманитарном знании. В его маргинальном положении между «философией постмодерна» (Ж. Лакан) и видом психотерапевтического учения (Э. Фромм, К. Хорни, К. Юнг) остается незамеченным то, что фрейдовский проект является продуктом социокультрной среды. По-нашему, именно «культура психоанализа» как стратегия демифологизации психоанализа от барьеров предвзятого публичного знания оборачивается не чем иным как «психоанализом культуры».

Предметом нашего исследования является «топическая» модель сознания Я — Оно — Сверх-Я. Ранее мы выяснили [1], что в трудах Фрейда проблема соотношения Сверх-Я с Я не раскрыта полностью (Фрейд вводит новое понятие «Сверх-Я культуры»). Помимо этого, составляют сложность для понимания инстанции Идеал-Я и Я-Идеал, которые более ответственны за составление культуробразующей стороны субъекта, чем пресловутое Сверх-Я. Для того чтобы прояснить недосказанность Фрейда, следует обратиться к учению его последователя — Жака Лакана. Через его прочитанные семинары (1953–1980 гг.) мы проследим, как отмечается и раскрывается функционирование Сверх-Я.

Ранний Лакан настороженно задается вопросом: «Что такое сверх-Я? <…> До сегодняшнего дня все проводимые аналогии – соотнесения с категорическим императивом, с совестью — остаются слишком неясными. Но не будем забегать вперед» [11. С. 246]. Далее он продолжает: «Сначала сверх-Я появляется в истории фрейдовской теории в виде цензуры. <…> Цензура предназначена для обмана посредством лжи. <…> Бессознательное, в принципе, представляет собой раскол, ограничение, отчуждение, вызванное в субъекте символической системой. <…> Сверх-Я является таким расколом, возникающим для субъекта — но не только для него — в его отношениях с тем, что мы назовем законом» [11. С. 258–259]. Из этого следует, во-первых, обратить внимание на место закона в истории субъекта, а во-вторых, что Сверх-Я является следствием, а не причиной встречи субъекта с законом в символической системе, социальных и культурных норм. Именно последние авторизируются в инстанции Я-идеала (отец, мать, няня, учителя и т. д.). Лакан подчеркивает, что если Сверх-Я является императивом, несущим в себе функцию принуждения, то Я-идеал несет функцию воодушевления. При этом Лакан метафорически характеризует Я-идеал в образе манка для Я, а Сверх-Я в качестве образа кнута. Это справедливо, так как для того, чтобы подчиниться закону, еще необходимо им воодушевиться.

Для Цитирования:
Вавилов Павел Сергеевич, От «культуры психоанализа» к «психоанализу культуры»: проблемы сверх-Я от Фрейда к Лакану. Часть 2. Вопросы культурологии. 2018;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: