По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 130.2:159.964.21

От «культуры психоанализа» к «психоанализу культуры»: проблемы Сверх-Я от Фрейда к Лакану. Часть 1

Вавилов Павел Сергеевич ФГБОУ ВО «Казанский государственный институт культуры», Россия, 420059, Республика Татарстан, Казань, Оренбургский тракт, 3, E-mail: pavlinblin@mail.ru

Статья посвящена анализу методологических оснований психоанализа как философско-культурологической концепции. Поднимается проблема культурфилософского понимания психоаналитической теории. Автор полагает, что строгое следование психоаналитической теории («культура психоанализа») позволит глубже раскрыть понимание культуры («психоанализ культуры»). Проводится герменевтика понятия психоанализа «Сверх-Я» по текстам З. Фрейда. Делается вывод о неактуальности прежних культурологических толкований концепции «Сверх-Я».

Литература:

1. Байдачная Е.В. Экзистенция и экзистенциальность культуры // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. — 2013. — № 4. — С. 51–56.

2. Вульф К. Вместо предисловия: неопределенность как условие человеческой жизни. В кн.: К. Вульф, В. Савчук (ред.). Неопределенность как вызов. Медиа. Антропология. Эстетика. — СПб.: РХГА, 2013. — С. 5–6.

3. Доброхотов А.Л., Калинкин А.Т. Культурология. — М.: Форум, 2010. — 480 с.

4. Жижек С. Год невозможного. Искусство мечтать опасно. — М.: Европа, 2012. — 272 с.

5. Заикин А.А., Аразов Э.Р. Взаимосвязь понятий «свобода» и «рациональное-иррациональное» в философской теории классического психоанализа // Современные исследования социальных проблем (электронный журнал). — 2011. — № 3 (07). [Электронный ресурс.] URL: http://sisp.nkras.ru/issues/2011/3/arazov.pdf (дата обращения 31.08.2016)

6. Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. 2-е перераб. изд. — М., СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2010. — 751 с.

7. Мартынов К. Интервью с философом и теоретиком культуры Б. Гройсом (Гройс Б. Все меняется, но у нас нет ощущения перемен). [Электронный ресурс.] URL: http://slon.ru/biz/1202091/ (дата обращения 30.09.2016).

8. Меньчиков Г.П. Неосознаваемое в структуре духа человека. — Казань: Познание, 2012. — 381 с.

9. Пивоев В.М. Философия культуры: учебное пособие. — М.: Гаудеамус, 2009. — 425 c.

10. Фрейд З. Введение в нарциссизм. [Электронный ресурс.] URL: http://psychic.ru/articles/classic21.htm (дата обращения 30.12.2016).

11. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции 16–35. — СПб.: Алетейя, 2000. — 499 с.

12. Фрейд З. Недовольство культурой. [Электронный ресурс.] URL: http://www.koob.ru/books/displeasure_of_culture.rar (дата обращения 30.09.2016).

13. Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному. [Электронный ресурс.] URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/fr_ostr/index.php (дата обращения 30.09.2016).

14. Фрейд З. Торможение, симптом, тревога. [Электронный ресурс.] URL: http://psylife.com.ua/tormozhenie-simptom-i-trevoga (дата обращения 30.09.2016).

15. Фрейд З. Я и Оно. [Электронный ресурс.] URL: http://www.gumer.info/bibliotek_ Buks/Psihol/freyd/ya_ono.php (дата обращения 30.09.2016).

16. Юран А. Психоанализ любви // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. — 2010. — № 2 (1). — С. 128–137.

Статья поступила 25.05.2016 г.

Постановка проблемы

Сегодня на фоне глобальных проблем человечества, политической нестабильности, мирового экономического кризиса становится в порядке вещей сообщать о том, что общество претерпевает кризис морально-этического плана, и, как следствие, складывается тенденция, по которой субъект находится в ситуации перманентного кризисного состояния.

В философской и психологической литературе субъект «травмы постмодерна» (М. Эпштейн) характеризуется в состоянии отчужденности, где за массовыми социокультурными изменениями отсутствует ощущение перемен, в жизни сказывается ощущение неопределенности [2; 7]. Ее следует проиллюстрировать следующим отрывком из размышлений философа А. Ф. Лосева: «Нет ясности, красоты, нет кристальности. Нет в бытии ничего понятного и четкого… Как жизнь бесчеловечно непонятна. Где начало и конец, где середина бытия? …Жить в условиях внутреннего неразличения, внутренней безразличности, безразличия жизни, ее вечной однотипности, однообразия, монотонности, скучной невыраженности, невыразительности жизни — при всей ее бездонности и разношерстности. …Я ничего не понимал» [2. С. 61]. Данный пассаж о «вопрошании бытия» можно охарактеризовать как экзистенциальную ситуацию, в которой заявляет о себе «неинстинктивная потребность объяснить мир и своё существование в нём, для того, чтобы сделать его “своим”, “понятным”» [1. С. 51]. Но данный ход мысли может получить альтернативное развитие, если мы обозначим пресловутую «неинстинктивную потребность» в статусе требования. Таким образом, подозрительность левого толка подводит нас не к экспроприации экзистенции, а к мысли о том, что от субъекта требуют. Следовательно, встает вопрос: кто требует? С какой целью?

Мы видим, что имеет место иное рассмотрение положения места субъекта культуры, которое позволит прояснить причины, повлекшие к экзистенциальной неопределенности, по которой человеку стало «некомфортно» быть субъектом культуры. Для данного рассмотрения следует отбросить представление о том, что культура — это «вторая природа». Здесь стоит отметить наблюдение философа С. Жижека, по которому «”культура” служит именем всех тех вещей, которые мы обычно делаем, не веря в них по-настоящему, “не воспринимая их серьезно”» [4. С. 72]. Тогда что же заставляет его серьезно предаваться вопросам о «вечной однотипности, однообразия, монотонности, скучной невыраженности, невыразительности жизни»? Тут не следует принимать пресловутую неопределенность и нехватку аутентичности за чистую монету, а нужно научиться видеть и учитывать мотивы подобных настроений, которые коренятся не только в социальных и экономических проблемах. Этот взгляд должен быть обращен исключительно на бессознательную сторону бытия субъекта культуры. Но здесь подстерегают сложности. Как справедливо указывает исследователь Г. Меньчиков: «Для основной массы наших гуманитариев водораздел лежит все еще в том, “есть или нет бессознательное” и “имеет или не имеет оно значение по сравнению с сознанием человека”. <…> И очень мало гуманитариев, интересующихся проблематикой неосознаваемого с позиций научно-рационального замысла фрейдовского начинания» [8. С. 373]. Таким образом, мы пойдем вслед за замыслом и учением З.Фрейда — психоанализом.

Для Цитирования:
Вавилов Павел Сергеевич, От «культуры психоанализа» к «психоанализу культуры»: проблемы Сверх-Я от Фрейда к Лакану. Часть 1. Вопросы культурологии. 2017;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: