По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

От коллекции Ж. Вокансона к «Сорбонне промышленности». История становления Консерватории искусств и ремесел

Карасев А.В. кандидат технических наук, научный сотрудник, ИИЕТ РАН, Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова Российской академии наук, Москва, Российская Федерация

Первыми предметами Консерватория искусств и ремесел, стали ткацкие машины и станок, собранные знаменитом механиком Вокансоном в 1775 г. Консерватория искусств и ремесел, созданная указом Конвента в 1794 г., организованная в 1796 г., получила в 1798 г., бывший монастырь Сен-Мартин-де-Шан. С 1799 г., основанный в 1060 г. монастырь, стал первым политехническим музеем, идею которого высказывал ещё Р. Декарт.

Литература:

1. Laussédat A. Recueil des lois, décrets, ordonnances, arrêtés, décisions et rapports relatifs à l’origine, à l’institution, à l’organisation et à la direction du Conservatoire national des arts et métiers et à la création des cours publics de cet établissement. Paris. Imprimerie Nationale. M DCCC LXXXIX (1889). p. 141.

2. Guettier A. Histoire des écoles impériales d’arts et métiers. Liancourt, Compiègne, Beaupréau, Châlons, Angers, Aix. 1865. p 460.

3. Morin А. Conservatoire national des arts et métiers. Catalogue des collections (2e édition). Paris. IMPRIMERIE GUIRAUDET ET JOUAUST RUE SAINT-HONORÉ, 338. 1855. p. 264.

4. Laussedat Aimé. Directeur du Conservatoire National des Arts et Mѐtiers. Confѐrence Faite à Bordeaux, le 24 Septembre 1886, Au Congrѐs International de l’Ensenseignenent Technique, Commercial et Industriel. Paris. Imprimerie Nationale. M DCCC LXXXVII (1887). P. 23.

5. Exner W. Das K.K. Technologische Gewerbe-Museum in Wien im Ersten Vierteljahrhundert seines Bestandes. 1879 bis 1904. Wien 1904. Druck von Friedrich Jasper in Wien. p. 324.

6. Vaucanson J. Le Mécanisme du flûteur automate, présenté à Messieurs de l’Académie royale des sciences, par M. Vaucanson, auteur de cette machine, avec la description d’un canard artificiel. Paris. Chez Jacque Guerin, Imprimeur Libraire, Quai des Augufiins. M DCCC LXXXVIII (1888). p. 23.

7. Exposition publique des produits de l’industrie française. Catalogue des produits industriels. Paris. 1798. p. 25.

Уже в первой половине 17 века известный учёный и философ Рене Декарт (René Descartes, 1596–1650) задумывался о создании общественных курсов для рабочих. Его план состоял в том, чтобы построить в Королевском колледже и в других местах, предназначенных для публик большие помещения для каждого ремесла, организовать в каждой из этих комнат кабинет, в котором будут собраны механические инструменты, необходимые или полезные для преподавания искусств, и прикрепить к каждому из этих кабинетов преподавателя. Эти учителя должны были владеть математикой и физикой, чтобы уметь ответить на все вопросы ремесленников, все им объяснить, дать возможность сделать новые открытия в искусствах1. Если это правда, то «Наглядные уроки», «Обучение глазами» идеи, о которых заговорили значительно позже, полностью согласовывались с взглядами энциклопедистов.

Первая коллекция машин во Франции была сформирована Академией наук и размещалась в Лувре. Она состояла из большого количества драгоценных моделей, рисунков и описания которых по большей части были опубликованы в специальном сборнике, но которые не были известны публике, так как никогда не выставлялись на всеобщее обозрение.

Идея Р. Декарта была реализована примерно столетие спустя Жаком де Вокансоном (Jacques de Vaucanson, 1709–1782). Этот французский изобретатель построил первый цельнометаллический токарный станок с подвижным суппортом, ставший известным как мать станков, так как привел к изобретению других станков. Он прославился созданием впечатляющих механических автоматов. Выставки с автоматами Вокансона в Санкт-Петербурге положили начало моде на автоматы в России. Вокансон пытался автоматизировать французскую текстильную промышленность с помощью перфокарт эта технологии, усовершенствованная Жозеф-Мари Жаккар (Joseph Marie Jacquard, 1752–1834) более чем полвека спустя, произвела революцию в ткачестве, и в двадцатом веке использовалась для ввода данных в компьютеры и хранения информации в двоичной форме.

Для Цитирования:
Карасев А.В., От коллекции Ж. Вокансона к «Сорбонне промышленности». История становления Консерватории искусств и ремесел. Музей. 2025;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: