Государство и общество образуют комплексную систему взаимного влияния, точнее говоря, систему взаимодействия между государственными службами различными подсистемами этого общества. Эта власть взаимодействия и есть сфера деятельности гражданского общества [1], наличие которой в наше время рассматривается не только как доказательство существования такого общества, а еще как sina qua non (непременное условие) действующей демократии.
При этом речь идет также «о сетевом сообществе» или даже «о гражданском сообществе как ответ на утрату гражданской солидарности, свободы и демократии» [2].
В то же время были и всё еще существуют дискуссии об определении, точнее, о том, что же представляет собой «гражданское общество». У политологов в этом вопросе разделилось мнение на два лагеря [3].
Так, «скептики» при определении приписывают гражданскому обществу только минимальное политическое значение, в то время как другая сторона затрудняется дать в одном определении объясняющее и анализирующее пояснение феномену «гражданское общество» со всеми его фасетами и сложностями и не может смириться с проявлениями насилия, почти всегда присутствующего в гражданском обществе.
Причиной этих трудностей является сам факт существования объединений, движений и группировок, лозунгами которых являются ненависть, презрение, антисемитизм и вражда к иностранцам. Несмотря на то что их существование противоречит основной идее демократии, они являются тоже частью гражданского общества. В этом случаи говорится о существовании так называемых bad civil society, или о наличии обратной стороны гражданского общества. К обратной стороне также относятся клики, секты, криминальные и коррумпированные связи, которые представляют собой социальную сеть гражданского взаимодействия.
Но существование этих подсистем ставит основные нормы демократического общества под угрозу или даже ведет его к разрушению [4]. Тем не менее, несмотря на существование bad civil society, в общественно-политическом дискурсе как на территории Европейского союза очень высоко ценятся идея и план развития гражданского общества. Прежде всего, наблюдения, или, вернее, даже примерная оценка внесла важный вклад, так как проблема преобразования в средневосточной и восточной части Европы обусловлена отсутствием гражданско-общественных структур на этих территориях. Как подтверждение этому можно привести «оранжевую» революцию на Украине, которая могла произойти только благодаря гражданскому непослушанию/неповиновению и общественной динамике.