По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336.326.322

Освобождение от НДС при ввозе на территорию РФ медицинской техники и изделий медицинского назначения

Андрейкин П. А. ведущий юрисконсульт, департамент налоговой безопасности, международного планирования и развития, КСК-групп 109004, г. Москва, ул. Земляной Вал, д. 68/18, стр. 3, Е-mail: info@kskgroup.ru

Налоговое законодательство предусматривает возможность освобождения от уплаты НДС при ввозе на территорию РФ медицинских изделий, однако при этом должен быть строго соблюден порядок и требования, предъявляемые к документальному подтверждению такой операции. Как правильно оформить такую сделку и избежать возникновения спорных ситуаций с контролирующими органами? Этот вопрос будет рассмотрен в предлагаемой статье.

Литература:

1. Налоговый кодекс РФ (ч. 2) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 04.10.2014) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.consultant.ru.

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.01.2002 № 19 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.consultant.ru.

3. Письмо ФНС России от 27.05.2009 № 3-1-11/373@ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru.

4. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru.

5. Постановление Правительства РФ от 27.12.2012 № 1416 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru.

6. Приказ Росздравнадзора от 16.01.2013 № 40-ПР/13 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru.

7. Письмо Минфина России от 22.09.2014 № 03-07-14/47365 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru.

8. Письмо Росздравнадзора от 28.08.2007 № 04-16491/07 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru.

9. Постановление ФАС Московского округа от 25.03.2013 по делу № А40-80100/12-149-728 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru.

10. Постановление ФАС СевероЗападного округа от 06.03.2012 по делу № А56-8184/2011 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru.

11. Письмо Минздрава России от 25.03.2002 № 2510/2698-02-23 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru.

12. Письмо ФНС России от 01.07.2013 № ЕД-4-3/11822 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru.

13. Постановление ФАС Московского округа от 03.09.2013 по делу № А40-59473/12-107-332 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru.

14. Постановление ФАС Московского округа от 03.09.2013 по делу № А40-59473/12-107-332 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru.

15. Постановление Президиума ВАС РФ от 03.11.2009 № 7475/09 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru.

16. Письмо Минфина России от 07.11.2013 № 03-01-13/01/47571 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru.

Порядок и условия применения льготных ставок по налогу на добавленную стоимость, а также перечень операций, подлежащих освобождению от налогообложения, предусмотрены налоговым законодательством. При этом важно отметить, что отдельные операции, перечисленные в п. 3 ст. 149, могут освобождаться от налогообложения путем представления соответствующего заявления в налоговый орган по месту учета в срок не позднее 1 -го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование.

Такой отказ или приостановление возможны только в отношении всех осуществляемых налогоплательщиком операций, предусмотренных одним или несколькими подпунктами п. 3, при этом не допускается, чтобы подобные операции освобождались или не освобождались от налогообложения в зависимости от того, кто является покупателем (приобретателем) соответствующих товаров (работ, услуг).

Однако данная возможность не предусмотрена в отношении перечня операций, установленных п. 1, 2 ст. 149 НК РФ, которые освобождаются от налогообложения в безусловном порядке, независимо от волеизъявления налогоплательщика.

К таким операциям, в частности, относится реализация на территории РФ медицинской техники и изделий медицинского назначения (пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ) при условии их включения в Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники оте чественного и зарубежного производства, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2002 № 19, и представлении в налоговые органы регистрационного удостоверения на медицинское изделие или до 1 января 2017 г. также регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинской техники).

При этом на практике почти у всех компаний, применяющих освобождение от уплаты НДС на основании положений ст. 149 НК РФ, присутствуют операции, облагаемые налогом, а следовательно, такие организации в соответствии с положениями п. 4 ст. 149 НК РФ обязаны вести раздельный учет таких операций.

Для Цитирования:
Андрейкин П. А., Освобождение от НДС при ввозе на территорию РФ медицинской техники и изделий медицинского назначения. Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2021;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: