По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 616–053.2:614.254:005.336.2:616.896‑07‑027.14 (470.44) (045) DOI:10.33920/med-01-2510-01

Осведомленность врачей-педиатров Саратовской области об особенностях ранней диагностики расстройств аутистического спектра у детей

Бычкова Полина Павловна заведующая 8 детским психиатрическим отделением, врач-психиатр, ГУЗ «Областная клиническая психиатрическая больница Святой Софии», г. Саратов, e-mail: ovchinnikova.11b@gmail.com, ORCID 0000‑0001‑6657‑8356
Филиппова Наталья Валерьевна доцент кафедры психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии, ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» Минздрава России, г. Саратов, кандидат медицинских наук, e-mail: natdoc@mail.ru, ORCID 0000‑0002‑3380‑5935
Барыльник Юлия Борисовна заведующая кафедрой психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии, ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» Минздрава России, г. Саратов, доктор медицинских наук, профессор, e-mail: juljab@yandex.ru, ORCID 0000‑0001‑6837‑5894

В ходе онлайн-исследования с кросс-секционным дизайном были проанализированы данные 145 педиатров, заполнивших авторскую социодемографическую анкету и адаптированную российскую версию опросника KCAHW. Уровень знаний оценивался по квартилям, где пороговое значение Q3 = 68,1 % определяло достаточность знаний. Логистический регрессионный анализ выявил, что 59,3 % респондентов проходили курсы повышения квалификации по детской и подростковой психиатрии (ДПП), 60,7 % знакомились с медицинской литературой по данному направлению, а 49,7 % посещали специализированные тренинги. Наивысшие показатели правильных ответов зафиксированы в области социального взаимодействия (Q1 = 89,5 %), тогда как наименьшие — по вопросам нейроразвития. Статистически значимыми предикторами низких результатов (< Q3) оказались незамужний / неженатый статус (ОШ = 3,60) и отсутствие клинической практики в ДПП (ОШ = 8,49). Полученные данные подчеркивают важность специализированной подготовки педиатров для улучшения распознавания РАС.

Литература:

1. Manohar H. Et al. Early diagnosis and intervention for autism spectrum disorder: Need for pediatrician-child psychiatrist liaison. Indian Journal of Psychological Medicine. 2019; 41 (1): 87–90.

2. Филиппова Н.В., Барыльник Ю.Б., Камышонкова М.А., Атапина Е.А. Расстройства аутистического спектра у детей: основные проблемы и пути решения (обзор литературы). Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. 2023; 8: 607–623.

3. Филиппова Н.В., Барыльник Ю.Б., Антонова А.А., Бачило Е.В., Деева М.А., Кормилицина А.С. Клинико-диагностические аспекты раннего детского аутизма. Психическое здоровье. 2016;14–6 (21): 60–71.

4. Касимова Л.Н., Альбицкая Ж.В., Дворянинова В.В. Трудности диагностики аутизма у детей на ранних этапах (анкетирование родителей). Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2017; 1: 79–83.

5. Rabba A. S., Dissanayake C., Barbaro J. Parents’ experiences of an early autism diagnosis: Insights into their needs. Research in Autism Spectrum Disorders. 2019; 66: 101415.

6. Singhi P., Malhi P. Early diagnosis of autism spectrum disorder: what the pediatricians should know. IndianJournalofPediatrics. 2023; 90 (4): 364–368.

7. Альбицкая Ж.В. Ранний детский аутизм — проблемы и трудности первичной диагностики при междисциплинарном взаимодействии. Медицинский альманах. 2016; 2 (42): 108–111.

8. Власова О.А. Организация психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков с РАС в Алжире: методологические основы и практика. Аутизм и нарушения развития. 2018; 16 (3): 52–62.

9. Касенова Г. Т., Садуакасова К. З., Исаева Р.Б. Дайджест основных положений учения об аутизме. Наука и здравоохранение. 2021; 5: 194–202.

10. Bakare M.O. et al. Knowledge about childhood autism among health workers (KCAHW) questionnaire: description, reliability and internal consistency. Clinical practice and epidemiology in mental health. 2008; 4:1–8.

11. Лобанов М. Е. Анализ нервно-психического развития детей в практике врача-педиатра. Российский педиатрический журнал. 2024; 27 (4): 35–36.

12. Christovão I. S. et al. Predictive validity of the Denver developmental screening test (Denver-II) to detect risk of developmental coordination disorder in preterm children. EarlyHumanDevelopment. 2023;184: 105836.

13. Сорокин А.Б., Давыдова Е.Ю., Самарина Л.В. и соавт. Стандартизированные методы диагностики аутизма: опыт использования ADOS-2 и ADI-R. Аутизм и нарушения развития. 2021; 19 (1): 12–24.

14. Устинова Н.В., Намазова-Баранова Л.С. Роль педиатра в раннем определении риска развития, диагностике и медицинском сопровождении детей с расстройствами аутистического спектра. Вопросы современной педиатрии. 2021; 20 (2): 116–121.

15. Макаров И.В., Автенюк А.С. Диагностика детского аутизма: ошибки и трудности. Социальная и клиническая психиатрия. 2018; 28 (3): 74–81.

16. Филиппова Н.В., Барыльник Ю.Б., Бачило Е.В., Гусева М.А., Мишукова А.Ю., Олейникова Е.Р. Стигматизация и расстройства аутистического спектра: определение проблемы и пути решения. Психическое здоровье. 2018; 16. — 1 (140): 45–55.

17. Бенилова С.Ю. Детский аутизм и системные нарушения речи: особенности и принципы дифференциальной диагностики. Специальное образование. 2017; 3: 44–58.

18. Мухарямова Л.М. и др. Аутизм в России: противоречивое поле диагностики и статистики. Журнал исследований социальной политики. 2021; 19 (3): 437–450.

19. Краснов В.Н. Создание классификации психических расстройств МКБ-11 и перспективы ее применения в России. XVI Съезд психиатров России. Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психиатрия на этапах реформ: проблемы и перспективы». 2015; 592–592.

20. McCarty P., Frye R. E. Early detection and diagnosis of autism spectrum disorder: Why is it so difficult? Seminars in Pediatric Neurology. 2020; 35: 100831.

21. Филиппова Н.В., Барыльник Ю.Б. Медико-социальная помощь детям с расстройствами аутистического спектра и другими нарушениями развития на территории Саратовской области. Психическое здоровье и образование. Сборник научных статей по материалам II Конгресса «Психическое здоровье человека XXI века». 2018; 367–369.

22. Loubersac J. et al. Predictors of an earlier diagnosis of Autism Spectrum Disorder in children and adolescents: A systematic review (1987–2017). European child & adolescent psychiatry. 2023; 32 (3): 375–393.

1. Manohar H. et al. Early diagnosis and intervention in autism spectrum disorders: the need for interaction between a pediatrician and a child psychiatrist. Indian Journal of Psychological Medicine. 2019; 41 (1): 87–90.

2. Filippova N.V., Barylnik Iu.B., Kamyshonkova M.A., Atapina E.A. Rasstroistva autisticheskogo spektra u detei: osnovnye problemy i puti resheniia (obzor literatury) [Autism spectrum disorders in children: main problems and solutions (literature review)]. Vestnik nevrologii, psikhiatrii i neirokhirurgii [Bulletin of Neurology, Psychiatry and Neurosurgery]. 2023; 8: 607–623. (In Russ.)

3. Filippova N.V., Barylnik Iu.B., Antonova A.A., Bachilo E.V., Deeva M.A., Kormilitsina A.S. Kliniko-diagnosticheskie aspekty rannego detskogo autizma [Clinical and diagnostic aspects of early childhood autism]. Psikhicheskoe zdorovie [Mental Health]. 2016;14–6 (21): 60–71. (In Russ.)

4. Kasimova L.N., Albitskaia Zh.V., Dvorianinova V.V. Trudnosti diagnostiki autizma u detei na rannikh etapakh (anketirovanie roditelei) [Difficulties in diagnosing autism in children at early stages (parents' questionnaire)]. Voprosy psikhicheskogo zdorovia detei i podrostkov [Mental Health Issues of Children and Adolescents]. 2017; 1: 79–83. (In Russ.)

5. Rabba A. S., Dissanayake K., Barbaro J. Parents' experience in early diagnosis of autism: understanding their needs. Research in the field of autism spectrum disorders. 2019; 66: 101415.

6. Singhi P., Malhi P. Early diagnosis of autism spectrum disorders: what pediatricians should know. Indian Journal of Pediatrics. 2023; 90 (4): 364–368.

7. Albitskaia Zh.V. Rannii detskii autizm — problemy i trudnosti pervichnoi diagnostiki pri mezhdistsiplinarnom vzaimodeistvii [Early childhood autism-problems and difficulties of primary diagnosis in interdisciplinary interaction]. Meditsinskie almanakh [Medical Almanac]. 2016; 2 (42): 108–111. (In Russ.)

8. Vlasova O.A. Organizatsiia psikhologo-mediko-sotsia'nogo soprovozhdeniia detei i podrostkov s RAS v Alzhire: metodologicheskie osnovy i praktika [Organization of psychological, medical and social support for children and adolescents with ASD in Algeria: methodological foundations and practice]. Autizm i narusheniia razvitiia [Autism and Developmental Disorders]. 2018; 16 (3): 52–62. (In Russ.)

9. Kasenova G.T., Saduakasova K.Z., Isaeva R.B. Daidzhest osnovnykh polozhenii ucheniia ob autizme [Digest of the main provisions of the doctrine of autism]. Nauka i zdravookhranenie [Science and Healthcare]. 2021; 5: 194–202. (In Russ.)

10. Bakare M.O. et al. Questionnaire on the knowledge of healthcare workers about childhood autism (KCAHW): description, reliability and internal consistency. Clinical practice and epidemiology in the field of mental health. 2008; 4:1–8.

11. Lobanov M. E. Analiz nervno-psikhicheskogo razvitiia detei v praktike vracha-pediatra [Analysis of the neuropsychiatric development of children in the practice of a pediatrician]. Rossiiskii pediatricheskii zhurnal [Russian Pediatric Journal]. 2024; 27 (4): 35–36. (In Russ.)

12. Kristovan I. S. et al. The prognostic value of the Denver Developmental Screening Test (Denver-II) for identifying the risk of developmental coordination disorders in premature infants. Early human development. 2023;184: 105836.

13. Sorokin A.B., Davydova E. Iu., Samarina L.V. et al. Standartizirovannye metody diagnostiki autizma: opyt ispolzovaniia ADOS-2 i ADI-R [Automated methods for the diagnosis of autism: to test the use of ADOS-2 and ADI-R]. Autizm i narusheniia razvitiia [Autism and Developmental Disorders]. 2021; 19 (1): 12–24. (In Russ.)

14. Ustinova N.V., Namazova-Baranova L. S. Rol pediatra v rannem opredelenii riska razvitiia, diagnostike i meditsinskom soprovozhdenii detei s rasstroistvami autisticheskogo spektra [The role of pediatrician in early risk assessment, diagnosis and medical support of children with autism spectrum disorders]. Voprosy sovremennoi pediatrii [Issues of Modern Pediatrics]. 2021; 20 (2): 116–121. (In Russ.)

15. Makarov I.V., Avteniuk A. S. Diagnostika detskogo autizma: oshibki i trudnosti [Diagnosis of childhood autism: errors and difficulties]. Sotsialnaia i klinicheskaia psikhiatriia [Social and Clinical Psychiatry]. 2018; 28 (3): 74–81. (In Russ.)

16. Filippova N.V., Barylnik Iu.B., Bachilo E.V., Guseva M.A., Mishukova A. Iu., Oleinikova E.R. Stigmatizatsiia i rasstroistva autisticheskogo spektra: opredelenie problemy i puti resheniia [Stigmatization and autism spectrum disorders: problem definition and solutions]. Psikhicheskoe zdorovie [Mental Health]. 2018; 16–1 (140): 45–55. (In Russ.)

17. Benilova S. Iu. Detskii autizm i sistemnye narusheniia rechi: osobennosti i printsipy differentsialnoi diagnostiki [Childhood autism and systemic speech disorders: features and principles of differential diagnosis]. Spetsialnoe obrazovanie [Special Education]. 2017; 3: 44–58. (In Russ.)

18. Mukhariamova L.M. et al. Autizm v Rossii: protivorechivoe pole diagnostiki i statistiki [Autism in Russia: a contradictory field of diagnostics and statistics]. Zhurnal issledovanii sotsialnoi politiki [Journal of Social Policy Research]. 2021; 19 (3): 437–450. (In Russ.)

19. Krasnov V.N. Sozdanie klassifikatsii psikhicheskikh rasstroistv MKB-11 i perspektivy ee primeneniia v Rossii [Creation of the ICD11 classification of mental disorders and prospects for its application in Russia]. The XVI Congress of Presidents of Russia. All-Russian Scientific and Practical conference with international participation «Psychiatry at the stages of reforms: problems and prospects». 2015; 592–592. (In Russ.)

20. McCarthy P., Fry R. E. Early detection and diagnosis of autism spectrum disorders: why is it so difficult? Seminars on pediatric neurology.2020; 35: 100831.

21. Filippova N.V., Barylnik Iu.B. Mediko-sotsialnaia pomoshch detiam s rasstroistvami autisticheskogo spektra i drugimi narusheniiami razvitiia na territorii Saratovskoi oblasti [Medical and social assistance to children with autism spectrum disorders and other developmental disorders in the Saratov region]. Mental health and education. collection of scientific articles based on the materials of the II Congress «Mental health of a person of the XXI century». 2018; 367–369. (In Russ.)

22. Lubersak J. et al. Factors contributing to the early diagnosis of autism spectrum disorders in children and adolescents: a systematic review (1987-2017). European Child and Adolescent Psychiatry. 2023; 32 (3): 375–393.

Ранняя диагностика всех нейроонтогенетических расстройств имеет критическое значение для своевременного начала программ специального образования. Анализ литературы показал, что достоверный диагноз РАС может быть установлен примерно в 30 мес., а скрининговые исследования на аутизм допустимы не ранее 18 мес. [1]. Педиатры и врачи общей практики часто становятся первыми медицинскими специалистами, сталкивающимися с симптомами нарушений развития, включая аутизм. Следовательно, их профессиональная позиция играет ключевую роль в ранней диагностике и терапии РАС.

Целью данного исследования стало изучение источников информации об аутизме, используемых педиатрами в их клинической практике, а также определение уровня их актуальных знаний по данной проблеме.

Диагностика детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) представляет собой многоступенчатый процесс, в рамках которого последовательно собираются и интерпретируются сведения, позволяющие выявить клинически значимые отклонения и сформулировать индивидуальные программы вмешательства [2]. Цель такого обследования — определить сильные и слабые стороны ребенка, обнаружить сопутствующие нарушения развития или психопатологию, оценить потребности семьи и наметить ресурсы для их удовлетворения [3]. Скрининговые мероприятия организуются среди детей дошкольного возраста для того, чтобы отобрать детей с недостаточной социальной адаптацией либо с высоким риском ее нарушения. В отличие от скрининга, диагностическое обследование дает возможность более глубоко установить причины патологии и очертить ее структурные компоненты.

Раннее выявление любых нейроонтогенетических расстройств имеет принципиальное значение, поскольку именно оно обеспечивает своевременный старт специализированных образовательных программ. Обзор литературы показывает, что достоверный диагноз РАС обычно можно поставить примерно к 30‑му месяцу жизни ребенка, тогда как начало скрининговых процедур на аутизм целесообразно не ранее 18 мес. [4].

Для Цитирования:
Бычкова Полина Павловна, Филиппова Наталья Валерьевна, Барыльник Юлия Борисовна, Осведомленность врачей-педиатров Саратовской области об особенностях ранней диагностики расстройств аутистического спектра у детей. Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. 2025;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: