Ранняя диагностика всех нейроонтогенетических расстройств имеет критическое значение для своевременного начала программ специального образования. Анализ литературы показал, что достоверный диагноз РАС может быть установлен примерно в 30 мес., а скрининговые исследования на аутизм допустимы не ранее 18 мес. [1]. Педиатры и врачи общей практики часто становятся первыми медицинскими специалистами, сталкивающимися с симптомами нарушений развития, включая аутизм. Следовательно, их профессиональная позиция играет ключевую роль в ранней диагностике и терапии РАС.
Целью данного исследования стало изучение источников информации об аутизме, используемых педиатрами в их клинической практике, а также определение уровня их актуальных знаний по данной проблеме.
Диагностика детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) представляет собой многоступенчатый процесс, в рамках которого последовательно собираются и интерпретируются сведения, позволяющие выявить клинически значимые отклонения и сформулировать индивидуальные программы вмешательства [2]. Цель такого обследования — определить сильные и слабые стороны ребенка, обнаружить сопутствующие нарушения развития или психопатологию, оценить потребности семьи и наметить ресурсы для их удовлетворения [3]. Скрининговые мероприятия организуются среди детей дошкольного возраста для того, чтобы отобрать детей с недостаточной социальной адаптацией либо с высоким риском ее нарушения. В отличие от скрининга, диагностическое обследование дает возможность более глубоко установить причины патологии и очертить ее структурные компоненты.
Раннее выявление любых нейроонтогенетических расстройств имеет принципиальное значение, поскольку именно оно обеспечивает своевременный старт специализированных образовательных программ. Обзор литературы показывает, что достоверный диагноз РАС обычно можно поставить примерно к 30‑му месяцу жизни ребенка, тогда как начало скрининговых процедур на аутизм целесообразно не ранее 18 мес. [4].