Доброкачественные и злокачественные новообразования тонкой кишки в клинической практике встречаются довольно редко и, по данным различных авторов, составляют 3–4 % всех опухолей кишечника [1, 2]. В 1907 г. Оберндорфер впервые использовал название «карциноид» для обозначения новообразований, напоминающих рак кишечника, но характеризующихся более доброкачественным течением [3, 4]. Карциноидные опухоли тонкой кишки преобладают в структуре злокачественных неоплазий, среди которых их частота колеблется от 8,0 до 10,0 % [3, 4]. Карциноиды, как правило, локализуются в червеобразном отростке (80–90 %) или в тощей кишке (5–10 % случаев) [3]. Встречаются в любом возрасте, одинаково часто у мужчин и женщин, чаще у пациентов 40–60 лет [3, 4, 5].
Диагностика карциноидных опухолей крайне трудна и в настоящее время, что объясняется их медленным ростом и скудной симптоматикой. Чаще всего эта патология выявляется на поздних стадиях заболевания, у пациентов, доставленных в хирургический стационар с клиникой острой кишечной непроходимости или с перитонитом. Прогноз при данной патологии, как правило, благоприятный, но зависит от локализации неоплазии, наличия метастазов и стадии процесса [2, 5].
Приводим описание клинического случая карциноида тонкой кишки.
Больной К. 58 лет обратился в приемное отделение клиники РКБ ЦСЭМП г. Махачкала 10.10.2018 в 13 ч. 10 мин. (история болезни № 12213) с жалобами на боли по всему животу, вздутие живота, нарушение отхождения газов и отсутствие стула в последние двое суток, похудение на 5–7 кг в течение двух месяцев. Из анамнеза установлено, что вышеописанные симптомы появились около шести месяцев назад. В последние дни дискомфорт и боли в брюшной полости участились, а интенсивность приступов возрастала. Операций на органах брюшной полости в анамнезе не было.
В 2017 г. пациент в течение шести месяцев дважды обращался в различные медицинские учреждения по поводу болей в животе неясного генеза, где был обследован в амбулаторных условиях, хирургической патологии выявлено не было, с диагнозом «острый холецистит» и назначением спазмолитиков и антибиотиков оставался на амбулаторном наблюдении. После проведенной терапии наступало незначительное улучшение состояния, длившееся в течение нескольких недель. В течение 2018 г. больной был консультирован разными специалистами, пациенту проводились УЗИ и рентгенография с контрастированием желудочно-кишечного тракта, фиброгастроскопия, колоноскопия.