Острая кишечная непроходимость (ОКН) давно заслужила славу тяжелого по течению и неблагоприятного по исходу заболевания. По частоте встречаемости среди экстренной хирургической патологии она занимает пятое место (около 6–9 % от всех ургентных хирургических больных) и второе — по частоте летальных исходов в послеоперационном периоде (до 25 %). Если рассматривать частоту отдельных видов ОКН, то наибольшую долю занимает механический илеус, составляющий 95–97 %. Среди причин механической ОКН на первом месте — спаечная непроходимость, частота которой достигает 60 % [1, 14, 15, 17, 23]. Другие виды механической ОКН встречаются несколько реже. Так, странгуляционная ОКН, которая встречается в 15–40 % случаев, наиболее часто бывает обусловлена ущемлением кишки в грыжевых воротах и несколько реже — заворотом или узлообразованием. Обтурационная ОКН, которая составляет 5–8 % от всех подобных наблюдений, в первую очередь обусловлена новообразованиями толстой кишки, а уже во вторую очередь — воспалительными процессами (сифилис, туберкулез, брюшной тиф), а также желчными конкрементами, клубками глист, фитобезоарами [3, 5, 8, 10, 16].
Туберкулез как причина острой кишечной непроходимости большинством авторов и исследователей обходится стороной. Считается, что туберкулезная этиология проблем в брюшной полости в настоящее время малоактуальна в связи с успехами фтизиатрической службы по всему миру, снижением числа заболевших туберкулезом и редкостью внелегочных микобактериозов. В большинстве руководств по неотложной хирургии либо вовсе не упоминается о туберкулезе кишечника как о причине острого живота, либо приводятся отдельные случаи, как правило, послужившие причиной ошибочного диагноза (Г. Мондор) [4].
К великому сожалению, в связи с усилениями процессов миграции и плохой приверженностью терапии отдельных асоциальных групп граждан проблема туберкулеза в нашей стране в настоящее время остается по-прежнему актуальной. Высокая заболеваемость ВИЧ-инфекцией привела к увеличению числа случаев туберкулеза множественных локализаций, в том числе кишечника, брюшины и брыжеечных лимфатических узлов. По современным данным, на долю абдоминального туберкулеза приходится до 16 % его внелегочных локализаций [7, 9]. Таким образом, эпидемия ВИЧ-инфекции с развитием туберкулеза множественных локализаций на поздних стадиях вновь сделала проблему кишечной непроходимости данной этиологии актуальной во всем мире [2, 6, 11, 12, 18, 24].