Перевод: В. Р. Станкевич, канд. мед. наук, директор АНО «Медицинский центр сохранения жизни», г. Москва. А. С. Шацкий, канд. мед. наук, руководитель проектов Департамента медицинского обслуживания Оргкомитета «Россия-2018», г. Москва.
Особенностью курсов PALS является систематизация знаний по оценке состояния и лечению детей с тяжелыми заболеваниями или травмой. В прошлом учебные программы по реанимации в педиатрии использовали различную терминологию для обозначения подходов к обследованию и лечению детей. Различия терминов и методик вызывали путаницу и осложняли преподавание, что мешало общей цели всех обучающих программ — совершенствованию диагностики и результатов лечения у детей. В настоящее время терминология согласована, а подходы к диагностике и лечению в детской реаниматологии стандартизированы.
Рекомендуемый алгоритм исследования для всех курсов PALS состоит из оценки общего вида ребенка (быстрое аудиовизуальное обследование, pediatric assessment triangle), первичной оценки состояния, исследований второго и третьего порядка. Надеемся, что этот стандартизированный подход к оценке состояния ребенка облегчит обучение и взаимодействие среди медицинских работников, улучшит результаты лечения.
Следование установленному стандарту при оценке состояния позволит вам распознать симптомы респираторного дистресса, дыхательной недостаточности, шока и провести мероприятия по спасению жизни. При отсутствии адекватного лечения состояние детей с дыхательной недостаточностью или шоком может быстро ухудшаться с развитием сердечнолегочной недостаточности, приводящей к остановке сердца (рис. 1).
Своевременное лечение детей с тяжелым заболеванием или травмой — ключ к предотвращению остановки сердца и спасению жизни.
Обратите внимание, что первичное нарушение дыхания может прогрессировать к дыхательной недостаточности не только с проявлениями респираторного дистресса, но и при их отсутствии. Респираторный дистресс развивается, когда ребенок не может поддерживать проходимость дыхательных путей или же респираторное усилие недостаточно, и обычно ассоциирован с угнетением сознания. Внезапная остановка сердечной деятельности у детей распространена меньше, чем у взрослых. В большинстве случаев к остановке сердца у детей и младенцев приводит прогрессирующая дыхательная недостаточность или шок, или то и другое. Внезапная остановка сердца (то есть с внезапный коллапс) в педиатрической практике встречается реже и является следствием аритмии (фибрилляция желудочков, желудочковая тахикардия). Остановка сердца, также определяемая как остановка сердечной деятельности и дыхания, это отсутствие эффективной механической активности сердца. Это состояние характеризуется отсутствием сознания, остановкой дыхания и отсутствием пульса на центральных артериях.