По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Оспаривание решений органов ЗАГС в административном и судебном порядке

Российское законодательство устанавливает, что основные действия по регистрации актов гражданского состояния осуществляют органы ЗАГС. Обжалование их работы производится в РФ только в судебном порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Это положение российских нормативных правовых актов явно диссонирует с теорией права, которое предусматривает как административную процедуру обжалования, так и судебную. Невозможность административного обжалования действий органа ЗАГС связана, по мнению автора, с недостаточной четкостью нормативных предписаний.

Литература:

1. Латыпова Л. Ф. Разграничение компетенции между органами записи актов гражданского состояния и судом // Уральский журнал правовых исследований. — 2020. — № 5. — С. 65–69.

2. Максимов Ю.А., Шуваев А.В. Теоретические аспекты производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц органов власти и управления [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskieaspekty-proizvodstva-po-administrativnymdelam-ob-osparivanii-resheniy-deystviybezdeystviya-dolzhnostnyh-lits-organo

3. Смородинова Ю.С. Порядок обращения в суд по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов публичной власти и их должностных лиц [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/poryadokobrascheniya-v-sud-po-delam-ob-osparivanii-resheniy-deystviy-bezdeystviya-organovpublichnoy-vlasti-i-ih-dolzhnostnyh-lits; v.

Федеральное законодательство устанавливает, что органы ЗАГС — это органы исполнительной власти, выполняющие определенный набор функций, включающих регистрацию основных событий в жизни человека (рождение/смерть, заключение/расторжение брака, усыновлени/удочерение, изменение Ф.И.О.). С момента внесения сведений в специализированный реестр эти материалы становятся официальными юридическими фактами, детерминирующими возникновение у соответствующих субъектов определенных прав и обязанностей (как пример: ст. 33 Семейного кодекса РФ).

При этом за органами ЗАГС (ст. 11 и ст. 72 ФЗ «Об актах гражданского состояния») предусмотрено право по отказу:

- во внесении изменений или исправления в запись акта;

- в государственной регистрации самого акта гражданского состояния.

В случае если отказ является неправомочным или неправомерным, то субъект, чьи права были нарушены подобными необоснованными действиями, вправе применить один из способов защиты права:

- административный;

- юрисдикционный (судебный).

Административный способ защиты права предполагает возможность обращения с жалобой к вышестоящему начальству или иному органу с просьбой отменить или изменить принятое решение. Ответ на жалобу, поступившую таким образом, предоставляется заявителю в течение 30 суток с момента ее регистрации (регистрация — в течение 3 дней с момента поступления обращения1).

Юрисдикционный способ базируется на конституционных идеях возможности обжаловать любые действия органов публичной власти в судебном порядке.

Обращаясь к соответствующей судебной практике, можно заключить, что в существующих условиях обращаться в вышестоящий орган ЗАГС с административным обжалованием возможно, однако реакция таких органов будет преимущественно негативной.

Как пример: заявитель по гражданскому делу № 2-5557/20196 был вынужден направлять документы в суд, так как ЗАГС отказал ему во внесении исправлений в свидетельство о заключении брака.

Для Цитирования:
Алла Степановна Михайлова, Оспаривание решений органов ЗАГС в административном и судебном порядке. ЗАГС. 2021;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: