Федеральное законодательство устанавливает, что органы ЗАГС — это органы исполнительной власти, выполняющие определенный набор функций, включающих регистрацию основных событий в жизни человека (рождение/смерть, заключение/расторжение брака, усыновлени/удочерение, изменение Ф.И.О.). С момента внесения сведений в специализированный реестр эти материалы становятся официальными юридическими фактами, детерминирующими возникновение у соответствующих субъектов определенных прав и обязанностей (как пример: ст. 33 Семейного кодекса РФ).
При этом за органами ЗАГС (ст. 11 и ст. 72 ФЗ «Об актах гражданского состояния») предусмотрено право по отказу:
- во внесении изменений или исправления в запись акта;
- в государственной регистрации самого акта гражданского состояния.
В случае если отказ является неправомочным или неправомерным, то субъект, чьи права были нарушены подобными необоснованными действиями, вправе применить один из способов защиты права:
- административный;
- юрисдикционный (судебный).
Административный способ защиты права предполагает возможность обращения с жалобой к вышестоящему начальству или иному органу с просьбой отменить или изменить принятое решение. Ответ на жалобу, поступившую таким образом, предоставляется заявителю в течение 30 суток с момента ее регистрации (регистрация — в течение 3 дней с момента поступления обращения1).
Юрисдикционный способ базируется на конституционных идеях возможности обжаловать любые действия органов публичной власти в судебном порядке.
Обращаясь к соответствующей судебной практике, можно заключить, что в существующих условиях обращаться в вышестоящий орган ЗАГС с административным обжалованием возможно, однако реакция таких органов будет преимущественно негативной.
Как пример: заявитель по гражданскому делу № 2-5557/20196 был вынужден направлять документы в суд, так как ЗАГС отказал ему во внесении исправлений в свидетельство о заключении брака.