За последние десятилетия российский рынок высшего образования претерпел ряд серьезных изменений, что не могло не сказаться на качестве образовательных программ. При этом вопрос о ранжировании вузов по качеству до сих пор остается дискуссионным. В предыдущих работах индикаторами качества образования считались: позиция в Рейтинге качества приема (РКП), основанном на средних баллах ЕГЭ среди студентов, принятых на бюджетные места; и статус университета.
Доцент факультета экономических наук ВШЭ Илья Прахов расширил количество характеристик, которые могут быть использованы как индикаторы качества высшего образования. Среди них — статус университета как федерального или национального исследовательского, участие в Проекте 5–100, членство в Ассоциации ведущих университетов. Эти статусы подразумевают дополнительное финансирование для развития образовательных и исследовательских проектов, привлечение ведущих ученых и стимулирующие контракты для преподавателей, стремление к конкурентоспособности на отечественном и международном рынке. Кроме того, в работе были использованы данные лонгитюдного исследования российской молодежи «Траектории в образовании и карьере». Панельный характер данных позволяет проследить образовательные и карьерные траектории молодых людей, начиная со средней школы. Для изучения были отобраны анкеты выпускников университетов, которые вышли на рынок труда и имели оплачиваемую работу.
Почти все регрессионные модели подтвердили наличие статистической связи между этими показателями и заработной платой выпускников.
Исследование показало, что уровень селективности вузов, измеряемый на основе РКП, положительно связан с заработной платой выпускников. В частности, увеличение среднего балла ЕГЭ абитуриентов, поступивших на бюджетные места, соответствует 2-процентному бонусу к зарплате. Этот эффект оказался выше, чем тот, который был обнаружен в предыдущих исследованиях.
Интересно, что обучение в федеральном университете не дало никаких преимуществ в зарплате на рынке труда, а, наоборот, привело к ее снижению: выпускники таких вузов получают в среднем на 15% меньше. Это можно объяснить тем, что, как правило, ФУ появлялись в результате объединения нескольких вузов, особый статус присваивался не на основе конкурса или показателей эффективности и, следовательно, не отражает качество образования. Другие особые статусы вузов приносят их выпускникам значительную прибавку к зарплате. Так, выпускники НИУ зарабатывают в среднем на 22% больше, чем выпускники других вузов, а окончание университета, участвовавшего в Проекте 5–100, увеличивает зарплату почти на 17%. «Вузы, получившие особый статус на конкурсной основе, могут инвестировать полученные средства в развитие исследовательской и преподавательской деятельности, привлекать талантливых ученых, что благоприятно отражается на качестве образования, — отмечает Илья Прахов. — Можно предположить, что выпускники вузов — участников проекта “Приоритет 2030” также могут рассчитывать на прибавку к заработной плате по сравнению с выпускниками вузов без исследовательского статуса».