На всех уровнях общественного развития символом богатства и власти в России была и остается российская земля. В рыночной экономике земля как базисный природный ресурс устойчивого социально-экономического развития страны служит еще и мощной налогооблагаемой базой получения значительных финансовых средств, которые в развитых странах составляют более половины местных бюджетов. Это крайне важно для живущих там людей и местной власти, которая обязана создать необходимые условия жизнеобеспечения, повышения качества жизни своих граждан.
В первую очередь необходимо решить эти важнейшие проблемы в аграрной отрасли страны, в которой произошли фундаментальные изменения в сельскохозяйственном землепользовании. Землю под сады, огороды, строительство жилья, расширение личных подсобных хозяйств, организацию крестьянских (фермерских) хозяйств, создание современных средних и крупных агропромышленных предприятий и сельскохозяйственных кооперативов бесплатно получили в собственность более 50 млн граждан и юридических лиц на площади около 130 млн гектаров.
В связи с этим появился огромный пласт новых земельных проблем: земельной собственности, аренды земли, платежей за землю, определения ее цены, налога на землю, залога и арендной платы. На селе надо не только решить вопросы эффективного и рационального использования земли, но и повысить ответственность всех землепользователей за ее целевое использование.
Земли сельскохозяйственного назначения занимают огромную территорию страны. Это 378 млн га — 22 % из 1,723 млрд га всей российской земли. Большая ее часть, 200,7 млн га (66 %), находится в государственной и муниципальной собственности. И только третья часть (118,6 млн га — 34 %) — в частной. Поэтому миф о том, что сельская земля в России частная — ложный. В связи с тем, что все виды земельной собственности в соответствии с Конституцией РФ равноправны, то и ответственность государства и муниципалитетов за использование и охрану своей земли должна быть такой же, как и собственника частного.