К обсуждению лучше привлечь всех, кто будет влиять на принятие решения. Обычно это хедхантер, будущий руководитель кандидата и руководитель уровня +1, за которым остается последнее слово при выборе. На первом этапе от рекрутера ждут, чтобы он помог соотнести запросы компании с ситуацией на рынке. В результате совместной работы появляется четкое видение, какими профессиональными и личностными качествами должен обладать идеальный кандидат.
Сформировать адекватный запрос для позиции помогает опыт общения с топспециалистами из целевых компаний на соответствующих должностях. Начинающий рекрутер может пользоваться личными контактами и открытыми источниками информации — от поиска в Google до тематических профессиональных форумов, спрашивать совета у коллег и партнеров.
Следующий шаг — подготовка к поискам. Подбор топ-специалистов не может начинаться с чистого листа. Как правило, компании уже знают хороших кандидатов, работающих в нужном сегменте рынка. Поначалу можно составить полноценный long list — список всех топов, которые так или иначе соответствуют формальным критериям вакансии.
Дальше начинается общение с кандидатами: первые звонки и договоренности. Так формируется short list — список из двух-трех имен профессионалов, которые максимально соответствуют описанию вакансии и потенциально готовы обсуждать условия. С этим списком эйчар вновь отправляется к руководителю, который уже согласует встречи и завершает выбор.
Крупные игроки рынка труда ищут топ-специалистов в отрасли и через собственный кадровый резерв. «В большинстве случаев, рассматривая внешних кандидатов на вакансии, мы отдаем предпочтение кандидатам с подходящим опытом. На вакансии, для которых релевантный опыт не обязателен, мы скорее рассмотрим кандидата из внутреннего кадрового резерва», — говорит Анастасия Веревкина, исполнительный директор, лидер команды по подбору персонала руководящего звена ПАО «Сбербанк».
Важно начинать общение с кандидатом, вооружившись всеми знаниями о его положении, перспективах и общей ситуации в отрасли. «Если кандидат высокого уровня понимает, что вы здраво оцениваете его текущую позицию, предлагаете что-то не ниже уровнем и при этом сами понимаете бизнес, индустрию — с большой долей вероятности он согласится на встречу, хотя бы даже из интереса: узнать, что происходит на рынке», — рассказывает Елена Семенова, руководитель группы профессионального подбора в области Production & Logistics кадровой компании ManpowerGroup.