Введение карантинных ограничений вследствие распространения новой коронавирусной инфекции оказало в 2020 году беспрецедентное влияние на экономическую активность как мировой, так и отечественной экономики. Замедление роста инвестиций в российской экономике отмечалось еще в 2019 году, но в первом полугодии 2020 года на фоне пандемии COVID-19 в России впервые за четыре года была зафиксирована отрицательная инвестиционная динамика. Так, после положительных показателей 2017–2018 годов, когда темп прироста инвестиций ежегодно составлял более 4 %, в 2019 году совокупный объем инвестиций в основной капитал превысил показатели аналогичного периода предыдущего года лишь на 1,7 % [5], а в первом полугодии 2020 года, на которое пришелся период максимальных карантинных ограничений , инвестиции в основной капитал оказались на 4 % меньше по сравнению с аналогичным периодом предшествующего года.
В текущих экономических условиях все активнее поднимается вопрос о привлечении новых источников финансирования для реализации инвестиционных проектов в российских регионах [3, C.60]. Одним из эффективных и комплексных инструментов государственной инвестиционной политики, направленным на стимулирование прямых отечественных и иностранных инвестиций в регионы и приоритетные отрасли экономики являются особые экономические зоны (ОЭЗ).
Интерес к созданию ОЭЗ, как в России, так и во всем мире, обусловлен рядом факторов. Во-первых, у стран с большой и разнородной по социально-экономическому развитию территорией появляется возможность развития как наиболее приоритетных и инвестиционно привлекательных регионов, так и отстающих регионов, а также совершенствования отраслевой структуры их производства. Вовторых, установление льготных режимов функционирования проще применять на определенных территориях с учетом их специфических особенностей. В-третьих, повышается эффективность информационного обеспечения потенциальных инвесторов относительно предоставляемых льготных условий ведения бизнеса на той или иной территории.