Негосударственные вузы появились давно, но и сегодня можно встретить недоверчивое отношение к частным учебным заведениям. Принципиальное отличие двух видов вузов – их владелец. В одном случае – это государство, в другом – общество или частное лицо. По закону все вузы – и государственные, и коммерческие – равны, аккредитацию и лицензии они получают на равных условиях, да и образование в них должно одинаково отвечать государственным стандартам. А как на самом деле? О современном положении негосударственных вузов, особенностях, проблемах редакции «Юрист вуза» рассказали главный научный консультант компании «Юридическая служба столицы», канд. юрид. наук Дмитрий Ястребов, пресс-секретарь Института телевидения, бизнеса и дизайна Ольга Кедрина и юрист, старший аналитик Агенства «Фемида» Денис Воропаев.
Дмитрий ЯСТРЕБОВ:
– Формирование в начале 90-х годов негосударственного рынка образовательных услуг было связано с банальной неконкурентоспособностью разваливающейся советской вузовской системы.
Образовательные программы в частных вузах разрабатывались с учетом того, чтобы выпускники стали востребованными на формирующемся новом рынке труда.
Госвузы не поспевали за своими новыми конкурентами. И огромные финансовые потоки шли в частный сектор образования, оставляя за бортом немощные и неповоротливые, не отвечающие вызовам современности, госвузы.
Качество преподавания в негосударственных вузах в самом начале их создания было на высоте, несмотря на то, что профессорско-преподавательский состав был на 100% из госвузов. При этом, благодаря потокам денежных средств от абитуриентов, устраивался чуть ли не «тендер» по выбору лучших преподавателей, в том числе и из-за рубежа. Уже позднее, госвузы стали постепенно открывать платные отделения, возвращая часть абитуриентов себе. Однако, стоимость обучения у них была несколько выше по сравнению с негосударственными вузами.
С 2008 г. все громче и громче зазвучали заявления о необходимости «совершенствовать» систему высшего образования в стране в целом.