Несмотря на высокий спрос на юридическое консультирование, сущность данного правого явления является малоизученным элементом юридического дискурса, поскольку в науке профессиональное консультирование юриста определяется как процесс поиска вариантов решения возникшего правового спора при помощи уяснения путей и способа осуществления выбранного средства [1]. Представленное понятие выступает наиболее распространенным и универсальным, однако современные подходы к установлению идеализированного формата проведения юридической консультации не отражают актуальные требования общества потребителей, граждан, стремящихся разрешить возникший правовой спор. С учетом указанного считаем необходимым предложить рассматривать профессиональное юридическое консультирование в двухэтапном виде:
1) интервьюирование;
2) консультирование, где выделенные элементы позволяют раскрыть не только особенности и профессиональную компетенцию специалиста, но и соответствующие риски.
Рассмотрим процесс консультирования с первой его стадии интервьюирования. Под интервьюированием понимается процесс трансляции информации от клиента к юристу, перевод сведений в правовую плоскость, где главной задачей юриста выступает мыслительная и поисковая работа, умение отделять эмоциональное от фактического. Вопрос соотношения полученной информации с буквой закона и правоприменительной практикой воспроизводит не только практическую сторону работы юриста, но и психологическую. Одна из особенностей профессиональной деятельности юриста заключена в выборе средств коммуникации с доверителем, то, каким образом произойдет сочетание правового и эстетического аспектов. Как известно, именно психологические начала в работе специалиста играют решающую роль при выстраивании линии взаимодействия. Умение выслушать, почувствовать и определить настроение клиента не так просто, как может показаться, ведь, как принято говорить, «юрист это своего рода правовой психолог» [2]. В этой связи больше значение имеет внешний вид, профессиональные навыки, а также коммуникативная компетентность. Например, Кодекс профессиональной этики адвоката [3] в ст. 8 содержит требование придерживаться манер поведения и стиля одежды, соответствующих деловому общению, ведь деятельность адвоката это, прежде всего, квалифицированная юридическая помощь [4]. Данный пример позволяет говорить о высокой культуре профессиональной деятельности юриста, его вежливости и добросовестности при исполнении фундаментального принципа защиты прав, свобод и законных интересов граждан-клиентов.

То же самое относится и к юристам судебным представителям, осуществляющим непосредственную защиту доверителя в судебных органах. Определение линии защиты это не последнее, чем нужно руководствоваться при участии в судебном заседании [5]. Умение преподнести качество мыслей, верное разъяснение буквы закона, а также ораторское искусство в совокупности идеализируют деятельность юриста-представителя, а потому следует обратить должное внимание на указанный профессиональный фактор.
Цель потенциального клиента это получение исчерпывающей правовой информации по интересующему его вопросу на бытовом и простом языке. Здесь возникает потребность юриста в грамотном и эффективном построении беседы с доверителем, поскольку существует опасность возникновения рисков, сопровождающихся неудачей при применении профессиональных приемов. Здесь отметим, что для построения успешной линии консультирования необходимо придерживаться следующих действий:
1) подготовка информационной базы и рабочего пространства;
2) определение регламента коммуникации;
3) формирование адекватного внешнего вида;
4) внимательное и структурированное общение с доверителем;
5) получение достоверной и юридически значимой информации;
6) определение целей и интересов клиента;
7) установление вектора направления движения совместной работы по разрешению спорной правовой ситуации.
Следующий этап это непосредственно юридическое консультирование. Под ним понимается прямое взаимодействие юриста и клиента по вопросам юридического факта с целью выявления путей разрешения возможных последствий [6]. В процессе осуществления консультирования юрист аналогичным образом сопровождает свою работу психологическим и правовым аспектами. Относительно психологии следует отметить, что ее базой выступает реализация интервьюирования, поскольку именно данный этап позволяет определить социально-психологический тип личности клиента, его манеру общения и коммуникативные качества. Но вместе с тем юрист в процессе консультирования меняется ролями с доверителем, и уже именно он является центром информирования, сопровождая свою речь необходимыми доводами и аргументами.
Правовой аспект на рассматриваемом этапе проявляется в предоставлении правовых сведений, включающих как правоприменительную практику, так и общеправовые знания. В данном случае специалист в качестве опоры должен выбирать собственный профессионализм и мнение клиента, поскольку каждый из элементов позволяет ориентировать последнего на пути к решению возникшей проблемы. При этом в таком тандеме юрист наравне с клиентом разделяет груз ответственности от предпочитаемого варианта разрешения правового спора.
Несмотря на последовательность действий, совершаемых при юридической консультации, в практике существуют случаи, когда как таковой спор уже не подлежит разрешению (в силу процессуальных сроков), юрист некомпетентен в представленном вопросе (не имеет возможности помочь) или вовсе вопрос не имеет юридического характера. Тем не менее клиент уверен в том, что профессиональный юрист обладает возможностью осуществить консультирование по возникшему спорному вопросу, и здесь юрист должен грамотно обозначить причину отсутствия механизмов реализации юридической помощи клиенту.
Как ранее обозначалось, особенностью юридической консультации является умение сочетать психологические и правовые начала, в связи с этим считаем необходимым обозначить следующие выводы. Во-первых, коммуникация это главный инструмент в руках юриста, и при умелом его использовании возможно наиболее эффективно и успешно осуществлять профессиональную деятельность. Недостаточность компетенции специалиста в области права приводит к возникновению коммуникативных рисков, которые, в свою очередь, приводят к повышению социальной напряженности и препятствию выполнения консультационных функций. Во-вторых, правовые начала отображают процесс восприятия и понимания клиентом предоставляемой правовой информации, сведений, необходимых для разрешения спора. Здесь юрист должен уметь пользоваться актуальными правовыми нормами, следить за новеллами правоприменительной практики, а также надлежаще осуществлять профессиональную деятельность в процессе консультирования клиента. Только органичный симбиоз таких элементов позволит достигнуть результата по успешной защите прав, свобод и законных интересов доверителя.
ВОПРОС–ОТВЕТ
Вопрос: Какой код доходов указать в платежном поручении на перечисление сотруднику денежных средств под отчет (суточные, транспортные, проживание) для участия студентов в мероприятиях?
Ответ: Учитывая, что компенсационные выплаты, установленные законодательством Российской Федерации о труде в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 101 Закона № 229-ФЗ, относятся к доходам, на которые нельзя обратить взыскание, при их перечислении в платежном поручении необходимо указать код 4.
Р. Гурашвили, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ