По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 657 DOI:10.33920/med-17-2507-04

Особенности взаимодействия систем внешнего и внутреннего контроля в бюджетных учреждениях

Любовь Александровна Чайковская д-р экон. наук, профессор Базовой кафедры финансового контроля, анализа и аудита Главного контрольного управления города Москвы, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова», Россия, 117997, г. Москва, Стремянный пер., д. 36, ORCID: 0000-0002-1292-402X, chaik4@yandex.ru

Нестабильная экономическая ситуация в стране и за ее пределами усиливает необходимость контроля за результативностью текущей деятельности в бюджетной сфере, точностью финансовой отчетности и соблюдением действующего законодательства, что делает его одной из приоритетных задач любой организации. Актуальность исследования обусловлена тем, что бюджетные учреждения, функционирующие преимущественно за счет государственных средств, подвержены высоким рискам их нецелевого и неэффективного использования. В связи с этим особое значение приобретает обеспечение результативности как внутреннего, так и внешнего контроля их деятельности. При осуществлении исследования использовались следующие методы: анализ, группировка, сравнение и обобщение. Предлагаемая статья раскрывает содержание понятий «внешний» и «внутренний» в рамках бюджетного учреждения. В рамках данной статьи приводится сравнительная характеристика внутреннего и внешнего контроля в бюджетных учреждениях с акцентом на выявлении их общих черт и ключевых различий. Кроме того, отмечается важность контрольных процедур, которые должны быть спроектированы таким образом, чтобы снижать уровень риска до приемлемого порога. Только при условии такого баланса возможно обеспечить оптимальный уровень гарантии в части сохранности активов, достоверности финансовой информации и соблюдения законодательных и нормативных требований. Кроме того, сделан вывод о том, что внешний и внутренний контроль, обладая рядом существенных отличий, функционируют как взаимодополняющие элементы общей системы контроля. Взаимодействие способствует повышению эффективности внешнего контроля и более эффективному планированию с учетом рисков. Результаты исследования будут интересны практикующим специалистам в области контроля бюджетных учреждений, как внутреннего, так и внешнего, а также научному сообществу, занимающемуся исследованиями в бюджетной сфере.

Литература:

1. Ендовицкий Д.А. и др. Взаимосвязь систем внешнего и внутреннего контроля деятельности бюджетного учреждения / Международный бухгалтерский учет. — 2020. — Т. 23. — Вып. 11. — С. 1240–1252.

2. Бобошко В.И. Взаимосвязь внутреннего и внешнего финансового контроля // Инновационное развитие экономики. — 2013. — № 2. — С. 65–69.

3. Бурцева К.Ю. Оценка рисков как элемент системы внутреннего контроля образовательных учреждений // Вестник САМГУПС. — 2015. — № 2 (28). — С. 86–93.

4. Информация Минфина России № ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности».

5. Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 256н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора “Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора”».

6. Приказ Минфина России от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».

7. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

8. Приказ Минфина России от 30.12.2017 № 274н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора “Учетная политика, оценочные значения и ошибки”».

9. Письмо Минфина России от 27.12.2022 № 02-06-07/128426 «О направлении рекомендаций по организации и обеспечению (осуществлению) внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни и ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, включая проведение инвентаризации в целях составления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности».

10. Организуем и проводим внутренний контроль в учреждении правильно: методичка от Минфина России [Электронный ресурс]. — URL: https://www.garant.ru/news/1602578/?ysclid=mc90uj9411686206385 (дата обращения: 19.06.2025).

11. Внутренний контроль... Внешний... Финансовый... Государственный... Как не запутаться? [Электронный ресурс]. — URL: https://www.garant.ru/news/1455449/?yscl id=mc7uvv9dc669253611 (дата обращения: 19.06.2025).

12. Пожидаева Т.А. Сравнительная характеристика внешнего (финансового) и внутрихозяйственного контроля за деятельностью организации // Международный бухгалтерский учет. — 2012. — № 15. — С. 40–49.

13. Двуреченских В.А. Взаимосвязь внешнего и внутреннего контроля [Электронный ресурс]. — URL: https://ksp.mos.ru/upload/info(press-centr)/publications/ DVURECHENSKIKH_Finkontrol_statya.pdf (дата обращения: 20.06.2025).

14. Внешний и внутренний контроль решают общие задачи // Финконтроль. — 2024. — № 4 [Электронный ресурс]. — URL: https://rufincontrol.ru/online/ article/494827/ (дата обращения: 20.06.2025).

1. Endovitsky D.A. et al. The relationship between the systems of external and internal control of the activities of a budgetary institution / International accounting. — 2020. — Vol. 23. — Issue 11. — P. 1240–1252.

2. Boboshko V.I. The relationship between internal and external financial control // Innovative development of the economy. — 2013. — Nо. 2. — P. 65–69.

3. Burtseva K.Yu. Risk assessment as an element of the internal control system of educational institutions // Bulletin of SAMGUPS. — 2015. — No. 2 (28). — P. 86–93.

4. Information of the Ministry of Finance of Russia № PZ-11/2013 “Organization and implementation by an economic entity of internal control over the facts of economic life, accounting and preparation of accounting (financial) statements”.

5. Federal Law “On Accounting” dated 06.12.2011 N 402-FZ.

6. Order of the Ministry of Finance of Russia dated December 31, 2016 No. 256n “On approval of the federal accounting standard for public sector organizations “Conceptual foundations of accounting and reporting of public sector organizations”.

7. Order of the Ministry of Finance of Russia dated March 30, 2015 № 52n “On approval of forms of primary accounting documents and accounting registers used by government bodies (government agencies), local government bodies, governing bodies of state extra-budgetary funds, state (municipal) institutions, and Methodological guidelines for their application”.

8. Order of the Ministry of Finance of Russia dated December 30, 2017 № 274n “On approval of the federal accounting standard for public sector organizations “Accounting policy, estimates and errors”.

9. Letter of the Ministry of Finance of Russia dated 27.12.2022 N 02-06-07 / 128426 “On sending recommendations on the organization and provision (implementation) of internal control over the facts of economic life and accounting and preparation of accounting (financial) statements, including conducting an inventory for the purpose of preparing annual accounting (financial) statements”.

10. We organize and conduct internal control in the institution correctly: a guide from the Ministry of Finance of Russia [Electronic resource]. — URL: https://www.garant.ru/ news/1602578/?ysclid=mc90uj9411686206385 (date of access: 19.06.2025).

11. Internal control... External... Financial... State... How not to get confused? [Electronic resource]. — URL: https://www.garant.ru/news/1455449/?ysclid=mc7uvv9dc669253611 (date of access: 19.06.2025).

12. Pozhidaeva T.A. Comparative characteristics of external (financial) and internal control over the organization’s activities // International accounting. — 2012. — № 15. — P. 40–49.

13. Dvurechenskikh V.A. The relationship between external and internal control [Electronic resource]. — URL: https://ksp.mos.ru/upload/info(press-centr)/publications/DVURECHENSKIKH_Finkontrol_statya.pdf (date of access: 20.06.2025).

14. External and internal control solve common problems // Finkontrol. — 2024. — № 4 [Electronic resource]. — URL: https://rufincontrol.ru/online/article/494827/ (date of access: 20.06.2025).

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что бюджетные учреждения, функционирующие преимущественно за счет государственных средств, подвержены высоким рискам их нецелевого и неэффективного использования. В связи с этим особое значение приобретает обеспечение результативности как внутреннего, так и внешнего контроля их деятельности.

Цель исследования: раскрыть особенности взаимодействия между системами внешнего и внутреннего контроля бюджетных учреждений.

Задачи исследования: исследование внутреннего и внешнего контроля в качестве взаимодополняющих компонентов целостной системы контроля в бюджетных учреждениях.

Материалы и методы исследования. При проведении исследования применялись следующие методы: анализ, группировка, сравнение и обобщение.

В системе государственного управления бюджетные учреждения играют важнейшую роль, предоставляя населению услуги в различных областях. Они реализуют государственную политику на практике, обеспечивая выполнение социально ориентированных функций. Их деятельность осуществляется в рамках установленных финансовых документов и направлена на достижение целей, имеющих высокую общественную значимость.

Деятельность организаций бюджетной сферы находится под постоянным контролем со стороны уполномоченных органов и надзорных служб. Это обусловлено обязанностью государства обеспечивать надлежащее использование государственного имущества и целевое расходование бюджетных средств. Часть контрольных функций при этом реализуется непосредственно самими учреждениями.

Контроль функционирует как ключевой элемент управления, обеспечивающий обратную связь и предоставляющий достоверную информацию о реальном положении дел в управляемой системе. Он выявляет недостатки, способствует эффективному использованию ресурсов, улучшает управленческие решения и участвует в планировании бизнес-процессов и бюджетирования.

Неразрывная связь между внешним и внутренним контролем определяет эффективность их совместного функционирования в рамках контрольной системы. Проблематика взаимодействия внешнего и внутреннего контроля освещена в исследованиях Д.А. Ендовицкого [1], В.И. Бобошко [2], К.Ю. Бурцевой [3] и др.

Для Цитирования:
Любовь Александровна Чайковская, Особенности взаимодействия систем внешнего и внутреннего контроля в бюджетных учреждениях. Бухучет в здравоохранении. 2025;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: