По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 616.08

Особенности временной перспективы у учащейся молодежи с различным уровнем выраженности прокрастинации и социально-психологической адаптации

С. В. Рызова клинический психолог, преподаватель, Институт психотерапии и клинической психологии, г. Москва, e-mail: ryzovas@gmail.com.

Актуальность настоящего исследования определяется широкой распространенностью прокрастинации среди молодежи, ее негативными последствиями для адаптации, психического и физического здоровья, недостаточной изученностью ее взаимосвязей с адаптацией и временной перспективой на отечественной выборке. Цель работы: определить взаимосвязь параметров временной перспективы с прокрастинацией и социально-психологической адаптацией. Материал исследования. В исследовании приняли участие 209 человек. Все испытуемые являлись студентами вузов. Заключение. Показана взаимосвязь прокрастинации и шкал временной перспективы в группах с разным уровнем адаптации. Предикторами откладывания у студентов c высоким уровнем адаптации является ориентация на будущее, у студентов со средним уровнем адаптации – ориентация на будущее и фаталистическое настоящее.

Литература:

1. Барабанщикова В.В., Останина М.В., Климова О.А. Феномен прокрастинации в  деятельности спортсменов индивидуальных и  командных видов спорта // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 3 (19). – С. 91−104.

2. Ипполитова Е.А. Особенности временной перспективы студентов с высоким уровнем учебной прокрастинации // Молодой ученый. – 2013. – № 11. – С. 762–765 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https:// moluch.ru/archive/58/8254/ (дата обращения: 30.01.2018).

3. Рызова C.В., Зайцев В.П. Взаимосвязь прокрастинации и социально-психологической адаптации учащейся молодежи // Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. – 2018. – № 1.

4. Харитонов С.В. Основы поведенческой психотерапии. – М., 2015. – 128 с.

5. Bandura A. Self-effi cacy: The exercise of self-control. – New York: Freeman, 1997.

6. Banich M.T. Executive function: the search for an integrated account // Current directions in psychological science. – 2009. – № 18. – Р. 89–94.

7. Ferrari J.R. Self-handicapping by procrastinators: protecting self-esteem, social-esteem, or both? // Journal of research in personality. – 1991. – № 25. – Р. 245−261.

8. Steel P. The nature of procrastination: A meta-analytic and theoretical review of quintessential self-regulatory failure // Psychological Bulletin. – 2007. – № 133 (1). – Р. 65-94.

9. Van Eerde W. Procrastination: self-regulation in initiating aversive goals. Applied Psychology // An International Review. – 2000. – № 49. – Р. 372−389.

Распространенность прокрастинации составляет до 75 % в студенческой популяции [8, с. 65]. Предполагается, что высокая распространенность прокрастинации среди молодежи связана с особенностями возраста. В молодом возрасте продолжается когнитивное развитие, влияющее на саморегуляцию поведения [6, с. 89]. Конструкты временной перспективы являются частью процесса развития и при благоприятных условиях помогают формироваться отсрочке удовлетворения и хорошему самоконтролю [5, с. 37].

Прокрастинация рассматривается как откладывание поведения вследствие недостаточности саморегуляции [8, с. 66], имеющее связанные с ним негативные последствия: низкие самоконтроль, добросовестность, самоэффективность, производительность, снижение психического и физического здоровья [9, с. 374].

Отмечается низкоадаптивный характер хронической прокрастинации [7, с. 245], взаимосвязь общей прокрастинации с дезадаптацией личности [3].

Прокрастинация предполагает не просто откладывание важных дел, но и выбор между конкурирующими видами деятельности. Когнитивные ошибки, в частности ошибка планирования и будущее дисконтирование, объясняют откладывание дел, поскольку они приводят:

1) к неэффективному управлению временем;

2) неспособности извлечь уроки из прошлых трудностей, стоявших в задачах и обязательствах;

3) склонности выбрать те действия, которые приводят к немедленному удовлетворению вместо будущих вознаграждений [8, с. 71].

Режим подкрепления [4, c. 101] и чувствительность к задержке важны для понимания прокрастинации, поскольку выбор времени вознаграждения и степень восприимчивости человека к немедленному удовлетворению влияют на откладывание задач и обязательств [9, с. 372].

Исследователи указывают на связь прокрастинации и времени не только при обсуждении причин откладывания (распределение вознаграждений и наказаний во времени), но и личностных особенностей прокрастинаторов (неспособность планировать будущее, погруженность в воспоминания о прошлых достижениях и успехах).

Для Цитирования:
С. В. Рызова, Особенности временной перспективы у учащейся молодежи с различным уровнем выраженности прокрастинации и социально-психологической адаптации. Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. 2018;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: