Распространенность прокрастинации составляет до 75 % в студенческой популяции [8, с. 65]. Предполагается, что высокая распространенность прокрастинации среди молодежи связана с особенностями возраста. В молодом возрасте продолжается когнитивное развитие, влияющее на саморегуляцию поведения [6, с. 89]. Конструкты временной перспективы являются частью процесса развития и при благоприятных условиях помогают формироваться отсрочке удовлетворения и хорошему самоконтролю [5, с. 37].
Прокрастинация рассматривается как откладывание поведения вследствие недостаточности саморегуляции [8, с. 66], имеющее связанные с ним негативные последствия: низкие самоконтроль, добросовестность, самоэффективность, производительность, снижение психического и физического здоровья [9, с. 374].
Отмечается низкоадаптивный характер хронической прокрастинации [7, с. 245], взаимосвязь общей прокрастинации с дезадаптацией личности [3].
Прокрастинация предполагает не просто откладывание важных дел, но и выбор между конкурирующими видами деятельности. Когнитивные ошибки, в частности ошибка планирования и будущее дисконтирование, объясняют откладывание дел, поскольку они приводят:
1) к неэффективному управлению временем;
2) неспособности извлечь уроки из прошлых трудностей, стоявших в задачах и обязательствах;
3) склонности выбрать те действия, которые приводят к немедленному удовлетворению вместо будущих вознаграждений [8, с. 71].
Режим подкрепления [4, c. 101] и чувствительность к задержке важны для понимания прокрастинации, поскольку выбор времени вознаграждения и степень восприимчивости человека к немедленному удовлетворению влияют на откладывание задач и обязательств [9, с. 372].
Исследователи указывают на связь прокрастинации и времени не только при обсуждении причин откладывания (распределение вознаграждений и наказаний во времени), но и личностных особенностей прокрастинаторов (неспособность планировать будущее, погруженность в воспоминания о прошлых достижениях и успехах).