По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331.5

Особенности вознаграждения руководителей государственных унитарных предприятий

Бабынина Л.С. д-р экон. наук, профессор кафедры экономики труда и управления персоналом, главный научный сотрудник, образовательно-научный центр «Менеджмент», РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Москва, e-mail: babyninals@mail.ru

В статье рассмотрены изменения в подходах к вознаграждению руководителей корпоративных и унитарных предприятий; отмечены две тенденции: усилении государственного и корпоративного контроля за деятельностью руководителей и большая степень ответственности за эффективное владение собственностью организаций.

Литература:

1. Об условиях оплаты труда руководителей государственных предприятий при заключении с ними трудовых договоров (контрактов). Постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 г. № 210 (утратило силу). (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1994, № 13, ст. 991) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.garant. ru/100551/ (Дата обращения: 05.03.2015).

2. О порядке применения Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 1994 г. № 210 «Об условиях оплаты труда руководителей государственных предприятий при заключении с ними трудовых договоров (контрактов)». Письмо Минтруда РФ от 28.04.1994 № 727-РБ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_3653/a6e43bd193c b61ef011fa8b047aefc9c8f80afe7/ (Дата обращения: 08.03.2015).

3. О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой. Указ Президента РФ от 05.10.2002 № 112 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3853/ (Дата обращения: 08.04.2015).

4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания прозрачного механизма оплаты труда руководителей государственных (муниципальных) учреждений и представления руководителями этих учреждений сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. ФЗ от 29.12.2012 № 280ФЗ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/31/dohody-dok.html (Дата обращения: 08.04.2015).

5. О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения. Постановление Правительства РФ от 12.04.2013 года № 329 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/70259584/ (Дата обращения: 08.04.2015).

6. Об утверждении примерного трудового договора с Руководителем федерального государственного унитарного предприятия. Приказ Минэкономразвития России от 02.03.2005 № 49 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.garant.ru/188227/ (Дата обращения: 18.04.2015).

7. Об утверждении модельного трудового договора с руководителем государственного учреждения города Москвы. Постановление Правительства Москвы от 01.02.2011 № 20-ПП [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// msk-gid.ru/docs/show/202.html (Дата обращения: 18.04.2015).

8. О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части введения ограничения размеров выходных пособий, компенсаций и иных выплат в связи с прекращением трудовых договоров для отдельных категорий работников. Федеральный закон от 02.04.2014 № 56-ФЗ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. garant.ru/news/534720/#ixzz3YWjWM098 (Дата обращения: 19.05.2015).

9. «Золотые парашюты» в российских компаниях [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. vedomosti.ru/special/slideshow/ golden-parachutes (Дата обращения 19.05.2015).

10. Трудовой кодекс Российской Федерации. 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 13.07.2015) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_34683/ (Дата обращения: 18.08.2015).

В 1994 г. Указом Президента РФ от 10.06.1994 г. № 1200 «О некоторых мерах по обеспечению государственного управления с руководителями федеральных государственных предприятий», было предусмотрено обязательное заключение трудового договора (контракта) сроком на 3 года.

Условия оплаты труда ограничивали размер должностного оклада руководителя в зависимости от величины тарифной ставки рабочего 1 разряда, определенной коллективным договором на данном предприятии. Если списочная численность работников предприятия не превышала 200 чел., то размер оклада руководителя мог достигать 10-кратного размера тарифной ставки рабочего. Если численность составляла от 200 до 1500 чел. — 12-кратного размера; от 1500 до 10 000 чел. — 14-кратного размера; свыше 10 000 чел. — оклад руководителя мог достигать 16-кратного размера тарифной ставки работников [1].

Размер должностного оклада в указанных пределах устанавливался с учетом сложности управления предприятием, его технической оснащенности и объемов производства продукции.

Должностной оклад руководителя государственного предприятия повышался одновременно с увеличением тарифных ставок работников данного предприятия путем внесения изменений (дополнений) в трудовой договор (контракт). Расчет норматива для определения вознаграждения руководителя за результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия осуществлялся в соответствии с письмом Минтруда РФ. В нем также было указано, что в акционерных обществах, где в государственной собственности находится пакет акций, обеспеченный менее 50 % голосов на собрании акционеров, условия оплаты труда могли быть установлены для генерального директора решением Совета директоров или собранием акционеров [2].

Вознаграждение (премия) за результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия выплачивалось за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия за вычетом средств, направленных на потребление. Размер вознаграждения устанавливался по нормативу, определяемому как отношение 12 месячных должностных окладов к сумме прибыли за предшествующий календарный год.

Для Цитирования:
Бабынина Л.С., Особенности вознаграждения руководителей государственных унитарных предприятий. Нормирование и оплата труда в промышленности. 2016;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: