Алыча гибридная (слива русская) — одна из наиболее урожайных и экологически пластичных косточковых культур, возделываемых в Южном регионе России: в Краснодарском крае, Ростовской области, на Северном Кавказе. Вместе с тем такие сорта, как Кубанская комета, Найдена, Злато скифов, Мара, хорошо растут и плодоносят в условиях средней зоны садоводства благодаря высокой зимостойкости [2, 4, 6]. Для новой косточковой культуры здесь не решены вопросы подбора подвоев, обрезки, способа закладки насаждений. По мнению ученых и практиков, в наибольшей степени для гибридной алычи подходят зимостойкие клоновые подвои отечественной селекции, такие как ВВА-1, Эврика, Дружба, ОПА-15-2, ОП-23-23, Новинка [1, 5, 7]. Для алычи характерно позднее прекращение роста и плохое вызревание побегов в питомнике, что снижает зимостойкость саженцев и может служить причиной их иссушения и плохой приживаемости при весенней посадке.
Цель исследований — выявление наиболее адаптивных и продуктивных привойно-подвойных комбинаций алычи и оптимального способа закладки насаждения.
Особенности роста и продуктивности у деревьев алычи изучались в 2007–2016 гг. в двух опытно-производственных садах 2006 и 2007 гг. закладки, находящихся на лабораторном участке ФГБНУ ВСТИСП (п. Измайлово Ленинского района Московской области).
Объектами исследований в опыте по подбору подвоев были деревья сортов Кубанская комета и Найдёна, привитые на трех клоновых подвоях (Новинка, ОПА-15-2, 13-113) и на семенном подвое алычи (контроль). Схема посадки — 5х2 м. Опыт по беспересадочной культуре был заложен с участием сортов Кубанская комета и Злато скифов, привитых на подвое ОПА-15-2. При этом в сад по схеме 5х2 м высаживали клоновые подвои, окулировали их в тот же год, а выращенные саженцы оставляли на постоянном месте. Контрольным вариантом была закладка сада весной однолетними саженцами. Уход за садом был общепринятым, система содержания почвы в междурядьях — черный пар. Полевые учеты биометрических показателей и урожая проводили ежегодно на шести деревьях каждого варианта по методике [3].