Одним из последствий мирового экономического кризиса 2008–2009 гг. стало возвращение ведущих стран к неопротекционистской политике, целью которой является защита отечественного производителя от внешних конкурентов. Согласно данным Global Trade Alert, за 2009–2020 гг. в мире было принято более 11,5 тыс. протекционистcких мер, направленных на регулирование внешней торговли, трансграничных потоков и миграции, из которых 984 меры установлены Соединенными Штатами Америки [1]. Следствием вышеуказанной политики стала сегментация внешней торговли, которая приходит на смену глобальному рынку. В настоящее время активно формируются региональные центры международной торговли: азиатский, европейский и североамериканский [2].
Ядром североамериканского регионального центра являются США. По оценочным данным Международного валютного фонда, валовой внутренний продукт этой страны в 2023 г. достиг 26,9 трлн долл. США, что составляет более четверти мировой экономики. По этому показателю США уверенно обгоняют Китай (17,7 трлн долл. США), Германию (4,4 трлн) и Японию (4,2 трлн долл. США) [3]. Одновременно Соединенные Штаты Америки являются одними из мировых лидеров по объему своего внешнего товарооборота, который по итогам 2022 г. составил 5,44 трлн долл. США, опередив Китай (5,31 трлн долл. США) и Германию (3,23 трлн долл. США) [4].
Еще в конце XX в. США стали инициатором интеграционных процессов на североамериканском континенте. В 1987 г. между Соединенными Штатами Америки и Канадой было подписано соглашение о свободной торговле, согласно которому были отменены таможенные пошлины и существенно снижены нетарифные ограничения. Кроме того, был внедрен механизм оперативного разрешения торговых споров [5]. Позднее, в 1994 г., в рамках договора NAFTA к зоне свободной торговле присоединилась Мексика. В настоящее время действует обновленное трехстороннее соглашение USMCA, вступившее в силу 1 июля 2020 г. [6, 7].
В результате Канада становится важнейшим торговым партнером США. По итогам 2023 г. объем американского экспорта в эту страну достиг 353 млрд долл. США (17,5 %), превысив размер поставок в Мексику (323 млрд долл. США) и КНР (148 млрд долл. США). Одновременно размер импорта из Канады занял 3-е место по итогам 2023 г. и составил 421 млрд долл. США (13,7 %), уступив лишь Мексике (476 млрд долл. США) и Китаю (427 млрд долл. США) [8]. В свою очередь, в 2023 г. 77,8 % объема канадского экспорта и 49,6 % импорта приходятся на Соединенные Штаты Америки [9]. Рассмотрим динамику внешней торговли США с Канадой за последнее десятилетие (см. таблицу).