В настоящее время на фоне деглобализации и дефрагментации мировой экономики в активную фазу вошел процесс формирования многополярной системы международных отношений, который, с точки зрения президента России В. В. Путина, необратим и носит объективный характер [1]. Специальная военная операция по денацификации и демилитаризации Украины, а также объявление США и ее сателлитами гибридной войны против нашей страны положили конец однополярному миру. Одним из формирующихся центров будущей многополярности является Индия — крупнейшее государство Южной Азии, занимающее площадь почти 3,3 млн км2 . По итогам 2021 г. эта страна входит в десятку мировых лидеров по объему номинального валового внутреннего продукта, который составил 3,05 трлн долл. США. По этому показателю Индия занимает 6-е место, «наступая на пятки» вышедшей из членства в Европейском союзе Великобритании и обгоняя Францию, вторую экономику ЕС [2–5; 19–22]. При этом следует отметить, что, согласно докладу ООН, индийская экономика на протяжении последних трех десятилетий демонстрирует уверенный рост, опережая среднемировые темпы [6]. Одновременно республика входит в десятку ведущих мировых импортеров и в двадцатку экспортеров [7; 8]. Далее рассмотрим географическую структуру внешней торговли Индии (табл. 1).
Данные таблицы 1 свидетельствуют о разнообразии внешнеторговых связей Индии. Борьбу за звание главного торгового партнера республики в последнее время традиционно ведут Китай и США. По итогам 2021 г. товарооборот с Поднебесной составил около 140 млрд долл. США (в т. ч. 29,5 млрд долл. США САР КНР Гонконг), а с США — 113 млрд долл. При этом если торговля с Китаем носит явно дефицитный характер: объем импорта более чем в 3 раза превышает объем экспорта, то товарный профицит с США составляет около 30 млрд долл. США. Одновременно важную роль во внешней торговле Индии играют государства Персидского залива, которые являются главными поставщиками минерального сырья, а также страны АСЕАН, с которыми в 2010 г. было подписано соглашение о свободной торговле [11]. В то же время около 15 % индийского импорта приходится на страны — члены Европейского союза что составляет 59 млрд долл. США. Таким образом, ЕС является вторым потребителем товаров из Индии после США. При этом экспорт европейских товаров в Индию составляет только 8 % (около 46 млрд долл. США), уступая государствам Персидского залива, Китаю и странам АСЕАН. В свою очередь, Индия занимает 10-е место в рейтинге торговых партнеров Евросоюза, уступая Японии и Республике Корея. При этом среди стран — членов Европейского союза с наибольшим товарооборотом с республикой можно выделить Германию, Италию, Бельгию, Францию и Нидерланды, которые благодаря роттердамскому порту являются торговыми воротами ЕС [12–16]. Далее рассмотрим динамику внешней торговли ЕС и Индии (табл. 2).