В 2015 г. в Казахстане был подписан первый в истории Евразийского экономического союза (ЕАЭС) договор о свободной торговле с Вьетнамом. В подобном формате ЕАЭС впервые подписал такое преференциальное торговое соглашение. Договор предусматривает беспошлинный ввоз из Вьетнама 90% от общего числа тарифных позиций ЕТТ ЕАЭС. Одновременно средняя тарифная ставка на вьетнамские товары снижается с 9,8 до 2,5%, в том числе на сельхозпродукцию — с 9,9 до 5,6, а на промышленную продукцию — с8,0 до 1,2%. В свою очередь, ставка таможенного тарифа на экспортные российские товары сокращается с 10 до 1%, в том числе на сельхозпродукцию — с16до 0,2, а на промышленную продукцию — с 8,9 до 0,1%. Данное снижение происходит постепенно, от 5до 10 лет, с целью адаптации национальных экономик к режиму свободной торговли [1].
Принимая во внимание вышесказанное, следует более внимательно присмотреться к Вьетнаму — относительно небольшому государству Юго-Восточной Азии, причем одной из самых густонаселенных стран мира: на территории около 330 тыс. км2 (сопоставимо с Финляндией) проживает более 97 млн человек (для сравнения: население Турции около 86 млн человек).
Вьетнам оказался одной из немногих стран, которые зафиксировали экономический рост в 2020 г. По данным Всемирного банка, рост валового внутреннего продукта в год коронакризиса составил 2,91%. и достиг 340,6 млрд долл. США. Международный валютный фонд прогнозирует дальнейшее ускорение вьетнамской экономики до 6,5% в 2021 г. и до 7,2% в 2022 г. [2, 3]. Одновременно в 2020 г. СРВ удалось добиться впечатляющих внешнеторговых результатов: рост товарооборота составил 5,3% и достиг 545,4 млрд долл. США. Кроме того, в 2020 г. был зафиксирован рекордный профицит торгового баланса — 20 млрд долл. США [4].
Основным фактором динамичного развития экономики Вьетнама, безусловно, является долгосрочная последовательная политика властей, которая направлена на привлечение в страну иностранного капитала, а также образование зон свободной торговли со своими соседями и торговыми партнерами, снижение и упразднение таможенных барьеров. Именно в рамках этой стратегии и был заключен договор о свободной торговле с ЕАЭС.