По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 330.342.146

Особенности внешнеэкономической деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства во Франции

Осипова П. В. ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова», 117997, РФ, г. Москва, Стремянный пер., д. 36, E-mail: polina.osipova@gmail.com

В XXI веке малое и среднее предпринимательство (МСП) стало наиболее активным субъектом инновационной деятельности. Основной тенденцией развития малого и среднего бизнеса во Франции является увеличение в ее экономике доли малых инновационных компаний, производящих наукоемкую продукцию, занимающихся научно-исследовательскими разработками. Именно инновационная экономика, основой которой является конкурентоспособное малое и среднее предпринимательство, обеспечивает экономическое развитие и достойное представительство страны на мировых рынках.

Литература:

1. Борисов Г. С. Анализ подходов к стимулированию развития малых и средних инновационных предприятий Франции // Наука, техника и образование. — 2018. — № 7 (48). — С. 54–59.

2. Гладков И. С. Международная торговля на фоне замедления мировой экономики // Международная экономика. — 2019. — № 12. — С. 44–50.

3. Гладков И. С. Внешняя торговля Европейского союза в зеркале международной статистики // Экономические и социально-гуманитарные исследования. — 2019. — № 3 (23). — С.22–29.

4. Краснова Г. А., Ницевич В. Ф., Тагирова Ш. В. Национальная стратегия научных исследований Франции // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. — 2015. — № 5 (68). — C. 251–357.

5. Черноуцан Е. М. Специфика развития национальной инновационной системы Франции // Франция на пороге перемен: экономика и политика в начале XXI века: Сборник статей по итогам Всероссийской научной конференции / Отв. ред.: А. В. Кузнецов, М. В. Клинова, А.К.Кудрявцев, П. П. Тимофеев. — М.: ИМЭМО РАН, 2016. — C. 50.

6. Entrepreneurship at a Glance 2017, OECD Publishing, Paris. URL: https://www.oecd.org/sdd/ business-stats/entrepreneurship-at-a-glance-22266941.htm (дата обращения: 25.04.2020).

7. Global Innovation Index Annual reports, Cornell University, INSEAD, WIPO, Publication years: 2011–2019. URL: https://www.wipo.int/publications/ru/details.jsp?id=4434 (дата обращения: 30.04.2020).

8. The Global Competitiveness Report, World Economic Forum, Publication years: 2014–2019. URL: https://www.weforum.org/reports/global-competitiveness-report-2019 (дата обращения: 30.04.2020).

9. The Global Entrepreneurship and Development Institute — GEDI, Global Entrepreneurship Index 2018 Data. URL: https://thegedi.org/2018-global-entrepreneurship-index-data/ (дата обращения 18.05.2020).

10. Агентство по развитию экономической деятельности французских предприятий на международной арене Business France [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// en.businessfrance.fr/home (дата обращения: 19.05.2020).

11. ЮНКТАД — 1995–2019 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.unctad.org/ (дата обращения: 01.06.2020).

Малое и среднее предпринимательство (МСП) является важнейшей движущей силой экономического развития как развитых, так и развивающихся стран. В некоторых государствах малые и средние предприятия обеспечивают значительную долю ВВП и численности рабочих мест, что делает МСП важной сферой производства и занятости.

Малый и средний бизнес занимает важнейшее место во французской экономике. Более 99 % предприятий во Франции относятся к малому и среднему предпринимательству, такие компании обеспечивают вклад в ВВП страны 57 % и создают порядка 60 % от всех рабочих мест [1]. Франция занимает одну из лидирующих позиций среди стран ОЭСР по соотношению ВВП страны и количеству предприятий, что характеризует высокий уровень предпринимательства.

На протяжении последнего времени малый и средний бизнес Франции претерпел существенные изменения. В конце XX в. собственники малых предприятий могли позволить себе приобретение либо дешевого оборудования, либо морально устаревшего. Современные МСП имеют возможность применять высокие технологии в сфере производства различных товаров и вносят значительный вклад в НИОКР.

Стоит отметить, что сегодня Франция является одним из лидеров в сфере экспорта промышленной продукции. Стоимостные объемы ее товарного вывоза достигли в 2019 г. 555 млрд долл. США, ввоза — 637 млрд долл. США, что позволило ей находиться в первой десятке мировых торговых держав [2, 3]. Промышленные товары занимают наибольшую долю как в экспорте, так и в импорте Франции — машины, оборудование и транспортные средства (42 % ее экспорта и 38% импорта). В структуре экспорта на первой строчке традиционно космические аппараты, вертолеты и самолеты, а в структуре импорта — автомобили. В экспорте страны также большую долю занимает химическая и фармацевтическая продукция (16,5%). В целом экспорт высокотехнологичной продукции, включающий экспорт товаров с высокой интенсивностью НИОКР, составляет во Франции почти 42% экспорта: ракетно-космические аппараты, компьютеры, продукция фармацевтической индустрий, научное оборудование, электрооборудование (телевизоры, радиоприемники, звукозаписывающие устройства и пр.), телекоммуникационное оборудование [11].

Для Цитирования:
Осипова П. В., Особенности внешнеэкономической деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства во Франции. Валютное регулирование. Валютный контроль. 2020;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: