С того момента как Ф. Котлер систематизировал знания о маркетинге и выделил их в отдельную науку и одну из основополагающих дисциплин для профессиональных деятелей рынка [1, с. 18], концепция маркетинга непрерывно расширяется и развивается многочисленными учеными и практиками.
Если под видом понимать отдельную отрасль работы, занятие, разновидность в ряде предметов, явлений и элементов [3], то маркетинг можно разделить на определенные виды по нескольким критериям. Сам Ф. Котлер отметил, что существуют различные виды маркетинга, в частности он выделял:
1) по подходам к охвату рынка и его сегментов [1, с. 202–227]: целевой маркетинг, недифференцированный маркетинг, концентрированный маркетинг, массовый маркетинг, дифференцированный маркетинг, товарнодифференцированный маркетинг;
2) по сферам [1, с. 590]: международный маркетинг, маркетинг в сфере некоммерческой деятельности, социальный маркетинг;
3) по объектам маркетинговой деятельности [1, с. 584]: маркетинг организаций, маркетинг отдельных лиц, маркетинг мест;
4) по средствам коммуникаций [1, с. 521]: прямой маркетинг, интегрированный прямой маркетинг, интерактивный маркетинг, телемаркетинг;
5) по видам предложения: маркетинг товаров, маркетинг услуг.
С развитием различных форм и видов деятельности маркетинг приобретает новые характеристики и признаки, которые способствуют формированию впоследствии новых видов. Рассмотрим отдельные из тех, которые выделяют современные ученые. Так, Б.В. Сребник выделяет следующие типы маркетинга [4, с. 110]:
1) по сфере применения: промышленный, торговый, политический, международный маркетинг и др.;
2) по субъектам управления, применяющим концепцию маркетинга: маркетинг продавца, маркетинг потребителя, маркетинг посредника и др.;
3) по объекту деятельности: маркетинг территорий, маркетинг личности и др.;
4) по уровню: микро-, макро-, мезомаркетинг.
Г.А. Лавринов, А.Г. Подольский, Е.Ю. Хрусталев по состоянию спроса на рынке выделяют дополнительно [2, с. 53]: реагирующий, персональный, инновационный, защитный маркетинг.