По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 004 DOI:10.33920/nik-02-2402-03

Особенности влияния новых медиа и медиаконвергенции на образовательный процесс молодых журналистов

Столярова Наталья Юрьевна доцент кафедры журналистики Московского гуманитарного университета, 111395, Российская Федерация, г. Москва, ул. Юности, д. 5, эл. адрес: nstolyarova@list.ru
Шаров Максим Александрович магистрант кафедры журналистики Московского гуманитарного университета, 11395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5, эл. адрес: sharovmaxim@gmail.com

В работе анализируются основные критерии новых медиа и рассматривается специфика процессов, влияющих на образование молодых журналистов, посредством новых медиа и медиаконвергенции. Показано, что современная журналистика непрерывно развивается и, как следствие, претерпевает множественные изменения — появляются новые технологии, методы доставки информации, регулярно меняются предпочтения потребителей контента, которые становятся всё более взыскательными к качеству информационного продукта. Все эти изменения требуют от журналистов освоения новых и совершенствования ранее приобретенных навыков, а также переосмысления многих принципов работы. Это касается не только действующих практиков, которые находятся в информационно-коммуникативной сфере уже долгие годы, но и только начинающих свой путь в журналистике специалистов.

Литература:

1. Барашкина Е. Журналистское образование в условиях конвергенции профессий // Знак : проблемное поле медиаобразования. — 2018. — № 3 (29). — C. 7–14. — URL: http://journals.csu.ru/index.php/znak/article/view/432 (дата обращения: 25.11.2021).

2. Будолак М.С. Понятие «социальные медиа» // Петербургская школа PR : от теории к практике. Вып.7 / oтв. ред. А. Д. Кривоносов. — СПб., 2009. — С. 183.

3. Велитченко С.Н. Цифровизация журналистского образования: тренды и перспективы // Евразийский Союз Ученых. — 2020. — № 5-8 (74). — URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-zhurnalistskogo-obrazovaniya-trendy-iperspektivy (дата обращения: 25.11.2021).

4. Головин Ю.А. Медиасоциализация студентов-журналистов посредством учебных СМИ // III Моисеевские чтения : Культура и гуманитарные проблемы современной цивилизации : доклады и материалы Общероссийской (национальной) научной конференции, Москва, 11–12 марта 2020 года. — М. : Московский гуманитарный университет, 2020. — С. 372–376.

5. Головин Ю.А., Коханая О.Е. Особенности функционирования новых медиа в условиях конвергенции // MEDIAОбразование : медиа как тотальная повседневность : Материалы V Международной научной конференции, Челябинск, 24–25 ноября 2020 года / Под редакцией А.А. Морозовой. — Челябинск: Челябинский государственный университет, 2020. — С. 300–305.

6. Колисниченко А.В., Вырковский А.В., Галкина М.Ю., Образцова А.Ю., Вартанов С.А. Трансформация журналистской работы под влиянием новых технологий: поиск информации, жанры медиатекстов, редакционная культура // Вестн. Моск. унта. — Сер. 10. — Журналистика. — 2017. — № 5. — С. 51–71.

7. Нигматуллина К. Новая логика обучения журналистов для цифровой среды // Мультимедийная журналистика: сб. науч. тр. Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 1–2 марта 2018 г. / под общ. ред. В. П. Воробьева. — Минск: Изд. центр БГУ, 2018. — С. 202–205.

8. Тулупов В.В. Журналистика и журналистское образование в современных условиях // Вестник ВГУ. Серия : филология. журналистика. — 2019. — № 1.

9. Шагдарова Б.Б., Вильмова К.К. Интернет-журналистика и новые медиа // Вестник БГУ. Язык, литература, культура. — 2018. — № 4. — URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/internet-zhurnalistika-i-novye-media (дата обращения: 25.11.2021).

10. Яблоновская Н.В. Дигитализация и демассификация массмедиа как факторы модернизации журналистского образования // Высшее образование для XXI века: роль гуманитарного образования в контексте технологических и социокультурных изменений : XV Международная научная конференция. Доклады и материалы. В 2-х частях, Москва, 14–16 ноября 2019 года / Под общей редакцией И.М. Ильинского. М. : Московский гуманитарный университет, 2019. — С. 235–240.

1. Barashkina Ye. Zhurnalistskoye obrazovaniye v usloviyakh konvergentsii professiy // Znak : problemnoye pole mediaobrazovaniya. — 2018. — № 3 (29). — C. 7–14. — URL: http://journals.csu.ru/index.php/znak/article/view/432 (data obrashcheniya: 25.11.2021).

2. Budolak M.S. Ponyatiye «sotsial'nyye media» // Peterburgskaya shkola PR : ot teorii k praktike. Vyp.7 / otv. red. A. D. Krivonosov. — SPb., 2009. — S. 183.

3. Velitchenko S.N. Tsifrovizatsiya zhurnalistskogo obrazovaniya: trendy i perspektivy // Yevraziyskiy Soyuz Uchenykh. — 2020. — № 5-8 (74). — URL: https://cyberleninka. ru/article/n/tsifrovizatsiya-zhurnalistskogo-obrazovaniya-trendy-i-perspektivy (data obrashcheniya: 25.11.2021).

4. Golovin YU.A. Mediasotsializatsiya studentov-zhurnalistov posredstvom uchebnykh SMI // III Moiseyevskiye chteniya : Kul'tura i gumanitarnyye problemy sovremennoy tsivilizatsii : doklady i materialy Obshcherossiyskoy (natsional'noy) nauchnoy konferentsii, Moskva, 11–12 marta 2020 goda. — M. : Moskovskiy gumanitarnyy universitet, 2020. — S. 372–376.

5. Golovin YU.A., Kokhanaya O.Ye. Osobennosti funktsionirovaniya novykh media v usloviyakh konvergentsii // MEDIAObrazovaniye : media kak total'naya povsednevnost' : Materialy V Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii, Chelyabinsk, 24–25 noyabrya 2020 goda / Pod redaktsiyey A.A. Morozovoy. — Chelyabinsk: Chelyabinskiy gosudarstvennyy universitet, 2020. — S. 300–305.

6. Kolisnichenko A.V., Vyrkovskiy A.V., Galkina M.YU., Obraztsova A.YU., Vartanov S.A. Transformatsiya zhurnalistskoĭ raboty pod vliyaniyem novykh tekhnologiĭ: poisk informatsii, zhanry mediatekstov, redaktsionnaya kul'tura // Vestn. Mosk. un-ta. — Ser. 10. — Zhurnalistika. — 2017. — № 5. — S. 51–71.

7. Nigmatullina K. Novaya logika obucheniya zhurnalistov dlya tsifrovoĭ sredy // Mul'timediynaya zhurnalistika: sb. nauch. tr. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Minsk, 1–2 marta 2018 g. / pod obshch. red. V. P. Vorob'yeva. — Minsk: Izd. tsentr BGU, 2018. — S. 202–205.

8. Tulupov V.V. Zhurnalistika i zhurnalistskoye obrazovaniye v sovremennykh usloviyakh // Vestnik VGU. Seriya : filologiya. zhurnalistika. — 2019. — № 1.

9. Shagdarova B.B., Vil'mova K.K. Internet-zhurnalistika i novyye media // Vestnik BGU. YAzyk, literatura, kul'tura. — 2018. — № 4. — URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/internet-zhurnalistika-i-novye-media (data obrashcheniya: 25.11.2021).

10. Yablonovskaya N.V. Digitalizatsiya i demassifikatsiya massmedia kak faktory modernizatsii zhurnalistskogo obrazovaniya // Vyssheye obrazovaniye dlya XXI veka: rol' gumanitarnogo obrazovaniya v kontekste tekhnologicheskikh i sotsiokul'turnykh izmeneniy : XV Mezhdunarodnaya nauchnaya konferentsiya. Doklady i materialy. V 2-kh chastyakh, Moskva, 14–16 noyabrya 2019 goda / Pod obshchey redaktsiyey I.M. Il'inskogo. M. : Moskovskiy gumanitarnyy universitet, 2019. — S. 235–240.

В связи с трансформационными сдвигами, начавшимися во второй половине 1990-х годов, популяризацией и расширением влияния Интернета, усиливается взаимосвязь компьютерных и коммуникативных сетей, медиаконтента и информационных технологий, набирает силу процесс медиаконвергенции, повлекший за собой постепенное освоение медиапространства и переход традиционных СМИ, которые, таким образом, пытались поднять свою рентабельнось и конкурентоспособность, в интернет-сегмент [1]. Интенсивное развитие Интернета создало современное цифровое медиаполе и возможности для потребления и популяризации нового информационного продукта — кросс-медиа, которые стали распространять информацию более, чем одного СМИ, транслируя свой контент на различные электронные устройства — такие, как КПК, мобильный телефон, телевизор и другие. В свою очередь, это привело к появлению альтернативной формы коммуникации — новым медиа. Интерактивные электронные издания, в которых любой пользователь сети Интернет, не обладающий навыками программирования, мог участвовать в процессе создания, хранения и распространения социально значимой информации, имеющей периодический характер и адресованной широкой общественности, достаточно быстро подключились к информационному процессу и сформировали свою целевую аудиторию [2].

Этой аудитории в условиях обновляющегося потока информации было достаточно сложно воспринимать, обрабатывать, транслировать и усваивать новые знания. Именно поэтому в новых медиа получил широкое распространение метод геймофикации. Благодаря новому подходу, включающему в контент элементы игры и визуальные интерактивные компоненты, интерес пользователей интернет-пространства к информационному продукту и сегодня удерживается на достаточно высоком уровне. В результате расширения и постоянному технологическому обновлению контента, большая часть целевой аудитории традиционных СМИ, особенно представители молодого поколения, стали постоянными пользователями информационного интернет-сегмента.

Новые медиа активно начали сотрудничать с различными компонентами современного обучения в соответствии с новыми реалиями и внедрением в информационную среду процессов мультимедийности, интерактивности и медиаконвергенции. Однако, общая логика обучения в вузах базируется на устаревшем понимании того, как функционируют журналистика и медиа. Это понимание построено на платформе традиционных СМИ — последовательном изучении различных каналов распространения массовой информации и жанрового разнообразия контента для соответствующих каналов [7]. То есть, акцент образовательного процесса сфокусировался на том, чтобы сделать из студентов достаточно узконаправленных специалистов, обладающих набором базовых знаний.

Для Цитирования:
Столярова Наталья Юрьевна, Шаров Максим Александрович, Особенности влияния новых медиа и медиаконвергенции на образовательный процесс молодых журналистов. Ученый совет. 2024;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: