По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 379.8

Особенности влияния культуры восточных единоборств на личностные качества подростков

Фурсов Валентин Владимирович кандидат философских наук, магистр права, доцент кафедры общей психологии и педагогики, ГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» (РНИМУ), Россия, 117513, Москва, ул. Островитянова, д. 1. E-mail: vfursov@mail.ru
Фурсов Иван Валентинович магистр психологии, аспирант кафедры нейро- и патопсихологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова» (МГУ), Россия, 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1. E-mail: ivanfursov1@mail.ru

Статья посвящена вопросу влияния культуры восточных единоборств и тхэквондо на личностные качества подростков, занимающихся этими видами спорта. Авторы приходят к выводу о том, что занятия этим олимпийским видом спорта оказывают благотворное влияние как на здоровье, так и на личностные качества занимающихся. Занятия тхэквондо помогают спортсменам лучше адаптироваться в социальной и культурной сфере, что особенно актуально в ситуации, когда остро стоит проблема понижения физического здоровья и морально-психологического состояния молодежи. Однако определенные особенности восточной культуры, отраженные в философии и методиках тренировок отдельных видов восточных единоборств, могут негативно отразиться на физическом и психическом здоровье подростков.

Литература:

1. Бакулев С.Е., Павленко А.В. Средства тхэквондо и реабилитация инвалидов с поражениями верхних конечностей // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. — 2006. — № 21. — С. 11–13.

2. Беляева В.А. Проблема духовно-нравственного воспитания в образовательных учреждениях: монография / В.А. Беляева, А.А. Кухтин. — М., 2007.

3. Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Б.Р. Голощапов. — 10-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 320 с.

4. Еганов А.В., Быков В.С., Петров И.Н. Направленность оздоровительных психолого-педагогических воздействий в теории и методике спортивной тренировки в тхэквондо // Научно-спортивный вестник Урала и Сибири. — 2015. — № 3. — С. 26–29.

5. Индуктивная статистика // PSYFACTOR.ORG: Центр практической психологии. — URL: http://psyfactor.org/lib/stat2.htm (дата обращения: 19.05.2017).

6. Минина К.В. Анализ социальных проблем подростков с нарушением социализации // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. — 2007. — Т. 7. — № 1. — С. 78–81.

7. Необходимо пересмотреть методики спортивной подготовки детей и молодежи // EDU.RU: Российское образование. Федеральный портал. — URL: http:// www.edu.ru/news/sport/neobhodimo-peresmotret-metodiki-sportivnoy-podgoto/ (дата обращения: 24.05.2017).

8. Образование и воспитание [Электронный ресурс] // Электрон. б-ки. — URL: http://disus.ru/knigi/2891-1-oglavlenie-predislovie---11-razdel-obschie-osnovipedagogiki-glava-pedagogika-kak-nauka-obschee-pr.php (дата обращения: 24.05.2017).

9. Обухова Л.Ф. Л.С. Выготский и его школа. Дальнейшие шаги по пути, открытому Л.С. Выготским // Детская психология. Теории, факты, проблемы. — М.: Тривола, 1995.

10. Оплетин А.А. Педагогическая технология социально-нравственного саморазвития личности учащегося (на материале физического воспитания) / А. Оплетин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2007. — № 2. — С. 23–27.

11. Основные труды Н.А. Бернштейна [Электронный ресурс] // Электрон. б-ки. 2017. — URL: http://elib.gnpbu.ru/sections/0100/bernshtejn_n_a/ (дата обращения: 27.05.2017).

12. Передельский А.А. Философия, педагогика и психогогика единоборств [Электронный ресурс] // Электрон. б-ки. 2008. — URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=23180348/ (дата обращения: 21.02.2016).

13. Петренко Н.В. Влияние физического развития на личностные качества воспитанников детских домов // Мир науки, культуры, образования. — 2009. — № 7–2. — С. 256–259.

14. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1999. — Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. — 384 с.

15. Рыбакова Е.О. Формирование у каратистов 11–13 лет основ спортивной культуры: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук [Электронный ресурс] // Электрон. б-ки. 2013. — URL: http://tmnlib. ru/jirbis/fi les/upload/abstract/13.00.04/Rybakova.pdf (дата обращения: 21.02.2016).

16. Таймазов В.А., Курамшин Ю.Ф., Марьянович А.Т. Петр Францевич Лесгафт: Главные труды. — СПб.: Печатный двор им. Горького, 2006. — 720 с., ил.

17. Терещенко В.И. Физическое воспитание как средство развития личности (из опыта работы) / В.И. Терещенко // Управление школой. — 2004. — № 3. — С. 18–361.

18. Фурсов В.В. Моделирование и прогнозирование социальных процессов в образовании // Ученый совет. — 2014. — № 2. — С. 38–43.

19. Фурсов В.В. Образование как когнитивная система. Синергетический подход // Дистанционное и виртуальное обучение. — М.: СГУ, 2015. — № 10 (100). — С. 117–127.

20. Фурсов В.В. Педагогика третьего тысячелетия требует новой парадигмы // Философия образования. — 2016. — № 4 (67). — С. 13–19.

21. Фурсов В.В. Социально-управленческий мониторинг в системе подготовки педагогических кадров // Дистанционное и виртуальное обучение. — М.: СГУ, 2010. — № 4. — С. 91–95.

22. Фурсов В.В. Философско-методологические основания мониторинга образования: диссертация ... кандидата философских наук: 09.00.11 / Московский городской педагогический университет. — М., 2013.

23. Фурсов И.В., Фурсов В.В., Николаева Н.И. Влияние тхэквондо на психофизическое состояние занимающихся // Инновационные технологии в спорте и физическом воспитании. Материалы V Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. — 2016. — С. 324–327.

24. Хранюк Х.В. Мотивация детей 10–13 лет в физкультурно-спортивных занятий // Современные проблемы физического воспитания и спорта школьников и студентов Украины: [VI всеукр. научно-практическая конф.]. — СДПУ. — 36006. — С. 163–166.

25. Шилова М.И. Формирование нравственных и волевых черт характера подростков в школах спортивной ориентации / М.И. Шилова, Ю.В. Шевчук // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2005. — № 4 — С. 46.

26. Эпов О.Г. Перспективы развития тхэквондо в России в период с 2009 по 2012 год // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. — 2009. — № 4. — С. 112–117.

Формирование всесторонне, гармонично развитой личности — основная цель современного воспитания [8; 18; 23]. Как отмечают авторы [11; 13; 16], физическое развитие личности не менее значимо, чем умственное. Оценка эффективности современных методик физической культуры и спорта среди детей и молодежи Российской Федерации [7; 26] позволяет констатировать, что занятия общей физической подготовкой 3–4 часа в неделю не всегда решают проблему физического развития.

В этом смысле дополнительные занятия спортом выступают как исключительно важное условие всестороннего развития обучающихся, которое является основной целью любой образовательной деятельности. Известно [16], что занятия спортом благоприятно сказываются на достижении этой цели. Однако в настоящее время имеются проблемы развития личности, в частности коммуникативных, эмоциональных и регуляторных качеств [2; 6].

Тхэквондо, как динамично и стремительно развивающийся олимпийский вид спорта, обладающий философскими началами, поощряющими стремление личности к совершенству, может способствовать решению данной проблемы.

В разных видах спорта это достигается разными путями. Отличительной особенностью тхэквондо в данном плане является мощный философскомировоззренческий фундамент, который прививает ценности здорового образа жизни [4], справедливости, интеллектуального развития, толерантности, эстетики, морали и духовности. Несмотря на то что тхэквондо является боевым искусством, философия тхэквондо носит оборонительный характер, осуждает агрессию и индивидуализм, пропагандирует совершенствование себя и окружающего мира.

Тема влияния физической культуры и спорта или отдельных упражнений на личность человека привлекает исследователей уже много лет. Известно, что одним из определяющих факторов здоровья человека является его двигательная активность. По теме влияния единоборств на личностные качества занимающихся за последние несколько лет работы публиковали следующие авторы: Ф.Г. Переходко, Е.О. Рыбакова [15], А.А. Передельский [12]. С.Е. Бакулев, А.В. Павленко [1] проводили исследования реабилитационного влияния тхэквондо на инвалидов, и был получен положительный результат, но в остальном исследованием влияния тхэквондо на личностные качества никто не занимался. Северокорейские ученые исследовали влияние тхэквондо на психологическое состояние человека, однако исследования проводились в то время, когда психология еще не обладала тем набором диагностических инструментов, которым обладает сейчас. Данные аспекты делают актуальными настоящую работу и исследования на эту тему.

Для Цитирования:
Фурсов Валентин Владимирович, Фурсов Иван Валентинович, Особенности влияния культуры восточных единоборств на личностные качества подростков. Ученый совет. 2018;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: