Научное обоснование и организация оказания эффективной помощи больным с непсихотическими психическими расстройствами (НПР), составляющими основную группу пограничных психических расстройств, по многочисленным данным отечественных и зарубежных авторов, относится к числу приоритетных исследовательских и прикладных вопросов современной психиатрии. При этом подчеркивается важность междисциплинарного, комплексного и углубленного исследования патогенетических механизмов и клинических особенностей этих заболеваний.
Развитие ведущих клинических проявлений у пациентов с НПР предполагает нарушения у них эмоционального реагирования, являющиеся тем неспецифическим «ядром», вокруг которого возникают сложные психопатологические состояния [1], а в сфере негативных эмоциональных переживаний начинают доминировать три основные негативные эмоции человека — тревога, печаль и гнев. Тревога и печаль (депрессия) как ведущие феноменологические проявления, имеющие непосредственное отношение к болезненному расстройству, а во многом и образующие его, изучены достаточно подробно [10, 13, 15, 16, 23]. В то же время таким эмоциональным нарушениям, как гнев и ярость, уделяется недостаточное внимание [3, 9, 14, 24].
Полученные ранее данные [21] согласуются с результатами литературного анализа и позволяют утверждать, что эмоциональные нарушения в виде повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, гневливости, сопровождаемые расстройствами психовегетативного регулирования поведения человека, хотя и часто встречаются в повседневной психиатрической практике, не получают должного внимания клиницистов и исследователей. В своем большинстве они конъюгированы с другими психопатологическими феноменами (астеническими, ипохондрическими, тревожными, фобическими, депрессивными, симптомами), также сопровождающимися определенными психовегетативными нарушениями [5, 7, 11, 12]. Тем не менее, клинический опыт свидетельствует о том, что без их анализа и учета невозможны эффективные индивидуализированные подходы к обоснованию дифференцированной терапии больных с эмоциональными расстройствами в рамках НПР [2, 6, 7, 11, 12, 18].