По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 12.00.03

Особенности управления средствами компенсационных фондов саморегулируемой организации в сфере строительства*

О. А. Васючкова аспирант кафедры гражданского права, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина (КубГАУ), Краснодар

В статье выявляются особенности управления средствами компенсационного фонда саморегулируемой организации в сфере строительства на фоне существующего принципа совместного государственного регулирования и саморегулирования строительной деятельности. Рассматривая саморегулирование в строительной сфере как продолжение государственного регулирования экономики, автор предлагает уточнить правила поведения сторон в процессе деятельности управления средствами компенсационного фонда саморегулируемой организации. Автор раскрывает также существенные недостатки, возникающие в результате применения законодательных правил. Он доказывает, что при обширном участии государства в регулировании рассматриваемого вопроса (как это имеет место быть в настоящее время) процесс управления средствами компенсационного фонда саморегулируемой организации в сфере строительства практически утрачивается черты, свойственные саморегулированию.

Литература:

1. Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315ФЗ «О саморегулируемых организациях» // Собрание законодательства РФ. — 2007. — № 49. — Ст. 6076.

2. Комментарий к Федеральному закону от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (постатейный) / Ю.Г. Лескова, О.А. Серова, А.А. Диденко, А.Ф. Алгазина, А.А. Байтенова, О.А. Васючкова. Подготовлен для системы «КонсультантПлюс». — 2016.

3. Градостроительный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12. 2004 № 190-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2005. — № 1 (часть 1). Ст. 16.

4. Постановление Правительство РФ № 970 от 27 сентября 2016 г. «О требованиях к кредитным организациям, в которых допускается размещать средства компенсационных фондов саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства» // Собрание законодательства РФ. — 2016. — № 41. — Ст. 5824.

5. Письмо Банка России от 05.06.2018 № 03407/4145 «Перечень кредитных организаций, в которых допускается размещать средства КФ СРО в сфере строительства по состоянию на 01.05.2018» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http//www.minstroyrf.ru.

6. Письмо Минстроя России от 20.03.2017 № 8658-хм/02 «О взносах в компенсационный фонд саморегулируемых организаций» // Нормирование, стандартизация и сертификация в строительстве. — 2017. — № 3.

7. Лескова Ю.Г., Диденко А.А. Корпоративные акты как источники корпоративного права // Журнал предпринимательского и корпоративного права. — 2016. — № 4. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http//www.jusinf.ru/ catalog/article3383.

8. Постановление Правительства № 469 от 19 апреля 2017 г. «Об утверждении Правил размещения и (или) инвестирования средств компенсационного фонда возмещения вреда саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства» // Собрание Законодательства РФ. — 2017. — №18. — Ст. 2781.

9. Федеральный закон от 29.11.2001 № 156 ФЗ «Об инвестиционных фондах» // Собрание законодательства РФ. — 2001. — № 49. — Ст. 4562.

10. Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»// Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 17. Ст. 1918.

11. Арестов В.В. Особенности гражданско-правовой ответственности доверительного управляющего по договору доверительного управления ценными бумагами // Российский юридический журнал. — 2017. — № 1 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http//www.ruzh. org/?q=node/4&kodart=4123.

12. Самигулина А.В. Правовой аспект инвестиционных отношений на рынке ценных бумаг // Вестник арбитражной практики. — 2017. — № 1 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http//jusinf.ru/catalog/ article3497.

13. Астапов К.Л. Принципы реформирования доверительного управления на основе мирового опыта // Законодательство и экономика. — 2015. — № 1 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http//elibrary.ru/ item.asp?id=23931035.

14. Лескова Ю.Г. Концептуальные и правовые основы саморегулирования предпринимательских отношений. — М.: Статут, 2013.

15. Федеральный закон от 13.07.2015 № 223ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» // Собрание Законодательства РФ. — 2015. — № 29 (часть I). — Ст. 4349.

16. Ingen C. van, Wait R., Kleynhans E. Fiscal policy and revenue management in resource-rich African countries: A comparative study of Norway and Nigeria // South African Journal of International Affairs. — 2014. — Vol. 21. — № 3.

17. Hoeck M. van. Laws as Communication. Oxford; Portland; Oregon, 2002.

18. Лескова Ю.Г. Стандарты и правила саморегулируемых организаций и их объединений в строительной сфере: вопросы теории и практики // Законы России: опыт, анализ, практика. — 2017. — № 8 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http//bukvoved.ru/anno/anno-08-2017. html#z9.

19. Лескова Ю.Г., Котов И.В. К вопросу об оптимизации системы источников формирования имущества некоммерческих организаций // Власть Закона. — 2017. — № 2. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http//vzlaw.ru/ images/30.pdf.

* Статья подготовлена в рамках проекта № 18-011-00974 «Саморегулируемая организация как правовая модель внедрения и развития социального предпринимательства в строительной сфере» при финансовой поддержке РФФИ.

Воздействие на поведение хозяйствующих субъектов саморегулируемой деятельности осуществляется при помощи общих и специальных норм права. К общим нормам следует отнести, например, норму п. 5 ст. 13 ФЗ от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О саморегулируемых организациях» [1] (далее — Закон о саморегулировании), по условиям которой размещение средств компенсационного фонда (далее — КФ) в целях их сохранения и прироста и инвестирование осуществляются через управляющие компании, если иное не установлено федеральным законом, а также норму п. 4 ст. 13 Закона о саморегулировании, согласно которой предоставляется возможность федеральному законодателю устанавливать иные требования по условиям и порядку управления средствами компенсационного фонда саморегулируемой организации (далее — КФ СРО), чем те, которые предусмотрены данным законом [2, с. 59]. Данные правила устанавливают и определяют порядок действий и объем правомочий для саморегулируемой организации. Таким образом, приведенные выше нормы Закона о саморегулировании позволяют понимать под управлением средствами КФ СРО деятельность управляющей компании, направленную на размещение средств КФ СРО в целях их сохранения, прироста и инвестирования.

Особенности управления средствами КФ СРО в сфере строительства закреплены Градостроительным кодексом [3], который установил следующие правила. Во-первых, СРО в сфере строительства обязана размещать средства компенсационного фонда возмещения вреда (далее — КФ ВВ) и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств (далее — КФ ОДО) на специальных банковских счетах, открытых в российских кредитных организациях, соответствующих требованиям, установленным Правительством Российской Федерации (п. 1 ст. 55.16-1 ГрК РФ). К таким кредитным организациям Правительство РФ устанавливает специальные требования. Так, основными требованиями к кредитным организациям Постановление Правительство РФ № 970 от 27 сентября 2016 г. «О требованиях к кредитным организациям, в которых допускается размещать средства компенсационных фондов саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства» [4] (далее — Постановление № 970) называет наличие генеральной лицензии Банка России и собственного капитала, размер которого рассчитывается по методике Банка России и не может быть меньше 100 млрд рублей. Согласно письму Банка России от 05.06.2018 № 03-40-7/4145, в перечень кредитных организаций, в которых допускается размещать средства КФ СРО в сфере строительства по состоянию на 01.05.2018, входят 14 российских банков [5]. По условиям Постановления № 970, специальный банковский счет открывается отдельно для КФ ВВ и КФ ОДО, для чего заключается договор специального банковского счета бессрочного характера (п. 2 ст. 55.16-1 ГрК РФ). Данные средства используются при формировании КФ ВВ, в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, а при формировании КФ ОДО — в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения ими обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации или по договорам строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров и в определенных случаях, которые указаны в п. 4 и п. 5 статьи 55.16 ГрК РФ [6] (п. 3 ст. 55.16-1 ГрК РФ РФ). Не допускается осуществление выплат со специального банковского счета КФ ВВ и КФ ОДО, за исключением случаев:

Для Цитирования:
О. А. Васючкова, Особенности управления средствами компенсационных фондов саморегулируемой организации в сфере строительства*. Юрисконсульт в строительстве. 2021;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: