Государственные закупки составляют значительную долю общего спроса на товары и услуги и все чаще рассматриваются как потенциально значимый и эффективный инструмент реализации целей инновационного развития как в России, так и в мире [1; 2]. При этом важно отметить, что использование механизмов государственных закупок в качестве инструмента обеспечения промышленного и технологического роста национальной хозяйственной системы само по себе не является инновационным [3; 4]. Однако в последние годы и особенно в условиях экономической нестабильности, связанной с пандемией коронавируса COVID-19, внимание к этому механизму государственной экономической политики возросло.
В современных условиях необходимость использования механизмов государственных закупок с целью поддержки и развития инновационного потенциала страны отражается в рекомендациях, докладах и программных документах на федеральном, региональном и местном уровнях управления РФ.
Важно отметить, что некоторые из указанных документов ставили своей целью совершенствование системы государственных закупок как средства стимулирования внедрения инноваций в экономику России [5–7], в то время как другие имели более широкие полномочия и определяли государственные закупки в качестве структурного элемента инструментов инновационной политики [8–11].
Однако, несмотря на заинтересованность со стороны органов управления всех уровней проблемой влияния государственных закупок на инновационное развитие, в современных условиях наблюдается мало эмпирических данных о реализации принятых на различных уровнях управления решений и о том, устраняют ли разрабатываемые меры основные препятствия, с которыми сталкиваются инновационные предприятия и организации в процессе участия в государственных закупках.
В современных условиях применение механизмов государственных закупок в качестве инструмента стимулирования реализации инновационной политики должно опираться на понимание основной задачи их осуществления, заключающейся в том, что государственные структуры закупают товары или услуги, необходимые для выполнения ими своих функций. Такие закупки происходят в широком спектре секторов экономики, однако наибольшее значение они имеют для строительства, здравоохранения и транспорта. При этом в условиях пандемии коронавируса необходимо не забывать об особом значении и государственных закупок, и инноваций в сфере обеспечения обороны и безопасности страны. В контексте экономической нестабильности, вызванной пандемией коронавируса, государственные закупки становятся особенно значимыми для развития фундаментальной инновационной деятельности. Процесс поддержки такой инновационной активности со стороны государственных закупок характеризуется тем, что государственные структуры, осуществляя выбор поставщика товаров и услуг, либо ориентируются на приобретение тех их видов, которые еще не существуют, но могут быть разработаны по государственному заказу, либо отдают предпочтение уже разработанным товарам или услугам, обладающим инновационными характеристиками. При этом в процессе осуществления аудита в сфере государственных закупок инновационных товаров и услуг особое внимание должно отводиться инструментам управления рисками для повышения эффективности затрат государственных структур.