Благодаря глобализации и, главным образом, появлению Интернета, широкое распространение получили необычные рабочие команды, члены которых зачастую никогда не встречаются лицом к лицу. Эти команды получили название рассредоточенных, или «виртуальных». Различные конфигурации таких команд нередко создают проблемы для менеджеров, которым поручено управлять их работой. Однако компании, которые способны быстро объединить работников из разных подразделений, филиалов и сторонних организаций, могут использовать «виртуальные» команды в качестве фактора конкурентного преимущества.
«Виртуальная» команда — это группа специа лис тов, которые обычно работают взаимозависимо для достижения общей цели в разных поясах времени, разделенные расстоянием и в интересах какой-либо организации. Существует много типов «виртуальных» команд, но, вероятно, наиболее важной их характеристикой является то, что участники команды (по той или иной причине) не всегда могут встретиться друг с другом лицом к лицу [1].
Различают семь основных типов «виртуальных» команд [2]:
(1) сетевые команды с изменчивым составом, члены которых работают вместе для достижения общей цели;
(2) группы по разработке новых продуктов, которые выполняют нестандартные задачи для заказчика в течение определенного периода времени с конкретными и измеримыми результатами и обладают полномочиями по принятию решений;
(3) рабочие, функциональные и ли производс твенные группы с четко фиксированным членством, которые осуществляют проведение регулярных мероприятий;
(4) группы обслуживания, которые по принципу очередности удовлетворяют потребности клиентов или организаций с круглосуточной технической поддержкой;
(5) инициативные группы, которые предлагают быстрое реагирование, зачастую в чрезвычайных ситуациях;
(6) ау тсорсинговые команды по разработке информационных систем, которые выполняют часть работ по субподряду независимому поставщику услуг совместно с традиционной рабочей командой;