По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 33.061 08.00.05

Особенности управления муниципальными финансами в условиях цифровизации

Перов Виталий Иванович д-р экон. наук, заведующий кафедрой, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова» Россия, 117997, г. Москва, Стремянный пер., д. 36, E-mail: Perov.VI@rea.ru, iD: 0000-0001-7297-8540
Хачатурян Михаил Владимирович канд. экон. наук, доцент, доцент департамента менеджмента и инноваций, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ» Россия, 125993, г. Москва, ГСП-3, Ленинградский просп., д. 49, E-mail: mvkhachaturyan@fa.ru, iD: 0000-0001-9320-2901

Вопрос развития муниципального управления, особенно цифровизации управления муниципальными финансами, определяется как чрезвычайно важный как в теоретической, так и в практической области. В контексте современных социальных и экономических изменений он приобретает решающее значение для бесперебойного и эффективного функционирования всей системы органов управления, включая муниципальные органы власти. Поиск оптимальных решений в сфере цифровизации финансового управления муниципальных органов власти и внедрение новых инструментов приводят к необходимости повышения эффективности финансового управления на местном уровне, повышения рационального использования всех видов ресурсов, обеспечения прозрачности расходов и прежде всего повышения эффективности решения задач, которые муниципальные органы власти выполняют для своих граждан. Цель данной статьи — описать особенности цифровизации бюджетного процесса в качестве направления повышения эффективности управления муниципальными финансами.

Литература:

1. Brenner H., de Haan I. SAINT, Tool to Assess the Integrity of Public Sector Organisations, International Journal of Government and Auditing, April 2008, p. 16–21 (available on: http://www.into-saijournal.org/pdf/2008_staats_award_articles.pdf; the article is available also on http://www.intosaijournal.org/technicalarticles/technicala-pr2008b.html).

2. Кличева Е.В., Перов В.И. Роль органов внешнего муниципального контроля местного самоуправления в процессе внедрения и развития системы проектной деятельности в муниципальных образованиях / В сб.: Современные инновационные технологии в экономике, науке, образовании. Материалы Второй Международной научно-практической конференции. — 2019. — С. 482–487.

3. Перов В.И., Кличева Е.В. Приоритетные направления развития муниципальных контрольно-счетных органов на 2019 год / В сб.: Траектории развития. Материалы Второй Международной научно-практической конференции. — 2019. — С. 103–108.

4. Лошаков А.С. Задачи органов внутренних дел по противодействию экономическим преступлениям в оборонно-промышленном комплексе // Вестник экономической безопасности. — 2020. — № 3. — С. 278–281.

5. Перов В.И., Кличева Е.В., Гольцова Л.И. Анализ практики муниципальных контрольно-счетных органов по возбуждению дел об административных правонарушениях / В сб.: Инновации: перспективы, проблемы, достижения. Материалы Шестой Международной научно-практической конференции. — 2018. — С. 13–18.

6. Перов В.И., Кличева Е.В. Практика по контролю расходов бюджета муниципального образования на содержание и благоустройство дворовых территорий / В сб.: Экономически эффективные и экологически чистые инновационные технологии. Материалы Четвертой Международной научно-практической конференции. — 2018. — С. 51–58.

Формирование рациональной структуры расходов и эффективное управление муниципальными финансами уже много лет являются предметом исследований как в отечественной, так и в западной управленческой науке [1–3]. В контексте современных социальных и экономических изменений их значение становится еще более важным для бесперебойного и эффективного функционирования всех уровней управления, включая муниципальные органы власти. В то время как эффективность в коммерческой сфере — это понятие, имеющее достаточно четкую трактовку, в контексте муниципальных финансов оно приобретает другое значение. Экономический подход к эффективности требует сравнения затрат (например, в производстве или розничной торговле) с результатами, полученными в результате этих затрат. Однако при учете эффективности, которая касается функционирования муниципального сектора, понимание возникающих в финансовом аспекте отношений будет иным.

Поиск оптимальных решений в сфере цифровизации финансового управления муниципальных органов власти и внедрение новых цифровых инструментов приводят к необходимости постановки вопросов о повышении эффективности финансового управления на муниципальном уровне, повышении рациональности использования ресурсов, прозрачности расходов и прежде всего повышении эффективности решения задач, которые муниципальные органы власти выполняют для своих граждан. Целью этих действий является создание структуры бюджетных расходов, при которой данный доход обеспечивает максимальную реализацию социальных потребностей. Применительно к экономике принцип рационального управления заключается в том, что должна быть достигнута максимальная эффективность при данном уровне расходов.

Муниципальные органы власти, которые распоряжаются средствами и умело управляют ими, играют ключевую роль в достижении этих целей. В этом контексте квалификация, знания и образование в сфере финансового управления для муниципальных органов власти становятся очень важными. Однако не меньшее значение имеют такие инструменты, как законодательство и гражданские инициативы.

Для Цитирования:
Перов Виталий Иванович, Хачатурян Михаил Владимирович, Особенности управления муниципальными финансами в условиях цифровизации. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2022;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: