Формирование рациональной структуры расходов и эффективное управление муниципальными финансами уже много лет являются предметом исследований как в отечественной, так и в западной управленческой науке [1–3]. В контексте современных социальных и экономических изменений их значение становится еще более важным для бесперебойного и эффективного функционирования всех уровней управления, включая муниципальные органы власти. В то время как эффективность в коммерческой сфере — это понятие, имеющее достаточно четкую трактовку, в контексте муниципальных финансов оно приобретает другое значение. Экономический подход к эффективности требует сравнения затрат (например, в производстве или розничной торговле) с результатами, полученными в результате этих затрат. Однако при учете эффективности, которая касается функционирования муниципального сектора, понимание возникающих в финансовом аспекте отношений будет иным.
Поиск оптимальных решений в сфере цифровизации финансового управления муниципальных органов власти и внедрение новых цифровых инструментов приводят к необходимости постановки вопросов о повышении эффективности финансового управления на муниципальном уровне, повышении рациональности использования ресурсов, прозрачности расходов и прежде всего повышении эффективности решения задач, которые муниципальные органы власти выполняют для своих граждан. Целью этих действий является создание структуры бюджетных расходов, при которой данный доход обеспечивает максимальную реализацию социальных потребностей. Применительно к экономике принцип рационального управления заключается в том, что должна быть достигнута максимальная эффективность при данном уровне расходов.
Муниципальные органы власти, которые распоряжаются средствами и умело управляют ими, играют ключевую роль в достижении этих целей. В этом контексте квалификация, знания и образование в сфере финансового управления для муниципальных органов власти становятся очень важными. Однако не меньшее значение имеют такие инструменты, как законодательство и гражданские инициативы.