Дата поступления рукописи в редакцию: 10.02.2024.
Дата принятия рукописи в печать: 12.02.2024
Темпы цифровизации экономического пространства настолько стремительны, а охват цифровыми технологиями — всеобъемлющ, что уже в ближайшее десятилетие ожидается нарастание разрыва между отраслями и национальными экономиками по ключевым показателям экономического роста и производительности труда. Отставание от стран — лидеров технологического развития приведет к утрате возможностей по обеспечению высокого качества жизни и благосостояния населения. В текущих обстоятельствах, сопровождаемых сложными геополитическими событиями, высокой волатильностью мировой экономики, ухудшением демографической ситуации, возрастает роль отдельного индивида в формировании будущих контуров национальной экономики. Представление о человеке как носителе определенного потенциала, который формируется и развивается под влиянием средовых факторов и условий, становится определяющей доминантой обеспечения экономического роста на инновационной основе.
Стремительный рост инноваций и их распространение трансформировали восприятие роли человека в научно-техническом прогрессе. Исследование роли человеческих ресурсов в обеспечении процессов цифровой трансформации бизнеса вызывает в современном менеджменте особый интерес, поскольку человек как объект исследования выступает, с одной стороны, в роли создателя технологий, с другой — использует их и находится под воздействием тех цифровых решений, которые сам создал [1].
Человеческий капитал выступает в качестве базового ресурса для целей эффективного развития бизнеса, а в более широком понимании — прогрессивного развития общества. Именно человеческий капитал имеет определяющую роль в процессе трансформации бизнеса в цифровом формате. Современная социально-экономическая среда трансформируется в связи с активным проникновением цифровых технологий и сервисов в производственное и общественное пространство. Задачи исследования современных направлений HR-менеджмента в условиях цифровой трансформации бизнеса актуализируются направлениями, представленными на рисунке. В то время как люди совершенствуются, обогащаясь новыми цифровыми знаниями, компетенциями, опытом, сами технологии все больше очеловечиваются. Так, технологии искусственного интеллекта позволяют современным голосовым чат-ботам общаться с человеком практически как с равным собеседником. Чат-боты не просто предоставляют информацию, но и общаются, используя в речевом обороте шутки, сленговые выражения, а также проявляют способность выражать эмоции с помощью голоса.