Организации, оказывающие платные медицинские услуги, сталкиваются с необходимостью их рекламировать. При этом не всегда такие платежи можно в полной сумме включить в налоговые расходы компании. Поэтому бухгалтерам таких организаций следует знать особенности отнесения расходов к рекламным, уметь относить рекламные расходы к ненормируемым и нормируемым и в последнем случае рассчитывать с учетом норматива размер расходов, который может быть принят к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.
Цель исследования: анализ особенностей учета расходов на рекламу в налоговом учете медицинских организаций в случаях с нормированными и ненормированными расходами на ее осуществление.
Материалы и методы исследования: изучены Налоговый кодекс Российской Федерации, федеральные законы «О рекламе», «Об обращении лекарственных средств», письма Министерства финансов РФ и Федеральной налоговой службы по данному вопросу [1–6], а также научные труды отечественных экономистов [7–11].
Реклама — это коммуникационный инструмент, предназначенный для повышения осведомленности о продукте или услуге в целях увеличения продаж. В медицине реклама играет важную роль, так как помогает пациентам узнавать о новых методах лечения, клиниках, специалистах и фармацевтических препаратах, что способствует улучшению качества медицинской помощи и повышению уровня здоровья населения. Если же приводить законодательно закрепленное определение рекламы, тогда нам будет необходимо обратиться к п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе». Согласно данному документу, рекламой считается любой из видов сообщений (аудио, видео, фото, текст), распространяемый различными способами, в любых формах и с применением различных инструментов, который адресуется широкому кругу людей и направлен на привлечение внимания к продукту или услуге, укрепление интереса к ним и их продажу на рынке [2, ст. 3, п. 1].
Реклама медицинских услуг и продуктов должна соответствовать определенным нормам, чтобы затраты на нее можно было отнести к расходам организации, которые будут уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Так, расходы на рекламу включаются в прочие расходы деятельности налогоплательщика, связанные с производством и реализацией производимых и реализуемых товаров, работ, услуг [1, ст. 264, п. 1, подп. 28].