По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336.221 DOI:10.33920/med-17-2307-04

Особенности учета расходов на рекламу в налоговом учете медицинских организаций

О.В. Шинкарева канд. экон. наук, доцент Департамента экономики и управления Института экономики, управления и права, ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», 129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, д. 4, к. 1, E-mail: shinkareva_ol@mail.ru, ORCID: 0000-0003-2291-3516
Д.С. Агафонов кафедра финансового менеджмента и финансового права, ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы имени Ю.М. Лужкова», 107045, г. Москва, ул. Сретенка, д. 28, E-mail: agafonovds20f11@gmail.com

Статья посвящена анализу особенностей учета расходов на рекламу в налоговом учете медицинских организаций. Показаны критерии отнесения расходов к рекламным, отмечено, что часть расходов рекламного характера нормируется — их размер не должен превышать 1% выручки от реализации. Подробно рассмотрены виды расходов на рекламу, которые не являются нормируемыми. Приведены практические ситуации, описывающие конкретные примеры отнесения расходов к рекламным, нормируемым или ненормируемым. Проанализированы кейсы, определяющие размер нормируемых расходов, который можно учесть в целях налогообложения прибыли, отмечено, что организации необходимо следить за тем, превышают ли расходы на нормируемую рекламу лимит за налоговый период, и в целях оптимизации налогообложения планировать время и затраты на нормируемую рекламу таким образом, чтобы была возможность учесть в расходах максимально возможную сумму рекламных затрат.

Литература:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ [Электронный ресурс]. — URL: www.consultant.ru (дата обращения: 20.05.2023).

2. О рекламе. Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ [Электронный ресурс]. — URL: www.consultant.ru (дата обращения: 20.05.2023).

3. Об обращении лекарственных средств. Федеральный закон от 12.04.2010 № 61ФЗ [Электронный ресурс]. — URL: www.consultant.ru (дата обращения: 20.05.2023).

4. Об учете для целей налогообложения прибыли затрат, связанных с безвозмездной передачей лекарственных средств. Письмо УФНС РФ по г. Москве от 20.04.2007 № 20-12/036374.

5. Письмо Минфина России от 12.08.2016 № 03-03-06/1/42279 [Электронный ресурс]. — URL: www.consultant.ru (дата обращения: 20.05.2023).

6. Письмо Минфина России от 29.01.2007 № 03-03-06/1/41 [Электронный ресурс]. — URL: www.consultant.ru (дата обращения: 20.05.2023).

7. Алексейчева Е.Ю., Куломзина Е.Ю., Магомедов М.Д. Налоги и налогообложение. Учебник для бакалавров. — М.: Дашков и К, 2017. — 300 с.

8. Данчиков Е.А., Малых Н.И., Проданова Н.А. Налоговый контроль как составляющая государственного финансового контроля // Экономика и предпринимательство. — 2017. — № 5–1 (82). — С. 66–71.

9. Петрова В.Ю. Учет расходов на рекламу // Бухгалтерский учет. — 2022. — № 3. — С. 56–64.

10. Починок Н.Б., Шинкарева О.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. — М.: Российский государственный социальный университет, 2018. — 220 с.

11. Шахбанов Р.Б. Бухгалтерский учет расходов на рекламу // Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. — 2016. — № 1. — С. 82–84.

1. Tax Code of the Russian Federation (Part Two) of 05.08.2000 № 117-FL. [Electronic Resource]. Available at: URL: www.consultant.ru (accessed 20 May 2023).

2. About advertising. Federal Law of 13.03.2006 № 38-FL. [Electronic Resource]. Available at: URL: www.consultant.ru (accessed 20 May 2023).

3. On circulation of medicinal products. Federal Law of 12.04.2010 № 61-FL. [Electronic Resource]. Available at: URL: www.consultant.ru (accessed 20 May 2023).

4. On accounting for the profit of expenses related to the gratuitous transfer of medicines for tax purposes. Letter of the Federal Tax Service of the Russian Federation for Moscow of 20.04.2007 № 20-12/036374. [Electronic Resource]. Available at: URL: www. consultant.ru (accessed 20 May 2023).

5. Letter of the Ministry of Finance of the Russian Federation of 12.08.2016 № 03-0306/1/42279. [Electronic Resource]. Available at: URL: www.consultant.ru (accessed 20 May 2023).

6. Letter of the Ministry of Finance of the Russian Federation of 29.01.2007 № 03-0306/1/41. [Electronic Resource]. Available at: URL: www.consultant.ru (accessed 20 May 2023).

7. Alekseycheva E.Y., Kulomzina E.Y., Magomedov M.D. Taxes and taxation. Moscow: Dashkov and K, 2017, 300 p. (in Russian).

8. Dantchikov E.A., Malykh N.I., Prodanova N.A. Tax control as a component of state financial control. Jekonomika i predprinimatel’stvo (Economics and entrepreneurship). 2017; 5–1 (82): 66–71 (in Russian).

9. Petrova V.Yu. Accounting for advertising costs. Buhgalterskij uchet (Accounting). 2022; 3: 56–64 (in Russian).

10. Pochinok N.B., Shinkareva O.V. Taxes and taxation: Moscow: Russian State Social University, 2018, 220 p. (in Russian).

11. Shakhbanov R.B. Accounting of advertising expenses. Nauchnoe obozrenie. Serija 1: Jekonomika i pravo. (Scientific review. Series 1: Economics and Law). 2016; 1: 82–84 (in Russian).

Организации, оказывающие платные медицинские услуги, сталкиваются с необходимостью их рекламировать. При этом не всегда такие платежи можно в полной сумме включить в налоговые расходы компании. Поэтому бухгалтерам таких организаций следует знать особенности отнесения расходов к рекламным, уметь относить рекламные расходы к ненормируемым и нормируемым и в последнем случае рассчитывать с учетом норматива размер расходов, который может быть принят к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.

Цель исследования: анализ особенностей учета расходов на рекламу в налоговом учете медицинских организаций в случаях с нормированными и ненормированными расходами на ее осуществление.

Материалы и методы исследования: изучены Налоговый кодекс Российской Федерации, федеральные законы «О рекламе», «Об обращении лекарственных средств», письма Министерства финансов РФ и Федеральной налоговой службы по данному вопросу [1–6], а также научные труды отечественных экономистов [7–11].

Реклама — это коммуникационный инструмент, предназначенный для повышения осведомленности о продукте или услуге в целях увеличения продаж. В медицине реклама играет важную роль, так как помогает пациентам узнавать о новых методах лечения, клиниках, специалистах и фармацевтических препаратах, что способствует улучшению качества медицинской помощи и повышению уровня здоровья населения. Если же приводить законодательно закрепленное определение рекламы, тогда нам будет необходимо обратиться к п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе». Согласно данному документу, рекламой считается любой из видов сообщений (аудио, видео, фото, текст), распространяемый различными способами, в любых формах и с применением различных инструментов, который адресуется широкому кругу людей и направлен на привлечение внимания к продукту или услуге, укрепление интереса к ним и их продажу на рынке [2, ст. 3, п. 1].

Реклама медицинских услуг и продуктов должна соответствовать определенным нормам, чтобы затраты на нее можно было отнести к расходам организации, которые будут уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Так, расходы на рекламу включаются в прочие расходы деятельности налогоплательщика, связанные с производством и реализацией производимых и реализуемых товаров, работ, услуг [1, ст. 264, п. 1, подп. 28].

Для Цитирования:
О.В. Шинкарева, Д.С. Агафонов, Особенности учета расходов на рекламу в налоговом учете медицинских организаций. Бухучет в здравоохранении. 2023;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: