По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 657.01, ВАК 08.00.12

Особенности учета при предоставлении медицинских услуг по ОМС

Герасимова Лариса Николаевна д‑р экон. наук, доцент, профессор кафедры «Экономика и управление в строительстве», Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ), Россия, Москва, Ярославское шоссе, д. 26, E‑mail: 22969@mail.ru

В статье проанализированы законодательные акты, разъясняющие ведение бухгалтерского учета при предоставлении лечебно-профилактической помощи в рамках обязательного медицинского страхования (ОМС). Рассмотрен порядок отражения в бухгалтерском учете поступления финансового обеспечения в рамках программ ОМС. Показано, что данный порядок зависит от типа учреждения. Рассмотрены варианты ведения бухгалтерского учета в рамках обязательного медицинского страхования в казенных, бюджетных и автономных учреждениях.

Литература:

1. Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ (ред. от 28.01.2020) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

2. Приказ Минздрава России от 28.02.2019 № 108н «Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования» (зарегистрирован в Минюсте России 17.05.2019 № 54643).

3. Письмо Минздрава России от 25.12.2012 № 11-9/10/2-5718 «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» (вместе с Методикой оценки эффективности деятельности медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных и стационарных условиях).

4. Приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н (ред. от 28.12.2018) «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (зарегистрирован в Минюсте России 30.12.2010 № 19452).

5. Письмо ФФОМС от 23.07.2013 № 5423/21-и «О методике включения в тариф на оплату медицинской помощи расходов на содержание медицинской организации, а также затрат на приобретение оборудования стоимостью до ста тысяч рублей за единицу».

6. Герасимова Л.Н. Функциональное использование затрат в бизнес-процессах // Аудит и финансовый анализ. — 2018. — № 5. — С. 13–18.

7. Письмо ФФОМС от 23.01.2013 № 347/50-2/и «О направлении информации» (вместе с письмом Минфина России от 27.12.2012 № 12-07-12/8282 «О предоставлении казенными учреждениями отчетности об использовании средств ОМС»).

8. Приказ Казначейства России от 17.10.2016 № 21н (ред. от 28.12.2017) «О порядке открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства» (зарегистрирован в Минюсте России 01.12.2016 № 44513).

9. Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

10. Герасимова Л.Н. Современный инструментарий управления бизнес-процессами компании // Экономика и управление: проблемы, решения. — 2017. — № 1. — С. 45–50.

11. Герасимова Л.Н. Учет резервов в международной практике // Международный бухгалтерский учет. — 2012. — № 43 (241). — С. 17–21.

12. Gerasimova L.N. Migliorare I sistemi contabili degli strumenti finanziari derivati // Italian Science Review. — 2014. — № 2. — С. 80–82.

13. Приказ Минфина России от 08.06.2018 № 132н (ред. от 30.12.2019) «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения» (зарегистрирован в Минюсте России 27.08.2018 № 52011).

14. Зацаринная Е.И., Проданова Н.А. Учет труда медицинских работников и его оплаты / Е.И. Зацаринная, Н.А. Проданова // Бухучет в здравоохранении. — 2019. — № 5. — С. 23–34. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38228911.

15. Проданова Н.А., Зацаринная Е.И. Отчетность по страховым взносам: изменения 2017 года / Н.А. Проданова, Е.И. Зацаринная // Бизнес и дизайн ревю. — 2016. — Т. 1. — № 4 (4). — С. 6. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27533657.

1. Federal law of 29.11.2010 № 326-FZ (ed. of 28.01.2020) “on compulsory medical insurance in the Russian Federation”.

2. Order of the Ministry of health of the Russian Federation of 28.02.2019 № 108n “On approval of rules of compulsory medical insurance” (Registered in the Ministry of justice of the Russian Federation 17.05.2019 N 54643).

3. Letter of the Ministry of health of Russia dated 25.12.2012 № 11-9/10/2-5718 “on the formation and economic justification of the territorial program of state guarantees of free medical care for citizens for 2013 and for the planning period of 2014 and 2015” (together with the “Methodology for evaluating the effectiveness of medical organizations that provide medical care in outpatient and inpatient settings”).

4. The Order of the Ministry of Finance of Russia dated 01.12.2010 № 157н (ed. by 28.12.2018) “On approval of the Single plan of accounts for public authorities (government bodies), local authorities, management bodies of state extra-budgetary funds, state academies of Sciences, state (municipal) institutions and Instructions for its use” (Registered in Ministry of justice of Russia 30.12.2010 № 19452).

5. The Letter of FFOMS of 23.07.2013 № 5423/21-I “about the method of inclusion in the tariff for payment of medical care of expenses for the maintenance of the medical organization, as well as costs for the purchase of equipment worth up to one hundred thousand rubles per unit».

6. Gerasimova L.N. Functional use of costs in business processes // Audit and financial analysis. — 2018. — № 5. — Pp. 13–18.

7. Letter FFOMS from 23.01.2013 347/50 N-2/and “direction information” (together with the Letter of the Ministry of Finance of Russia from 27.12.2012 № 12-07-12/8282 “On granting state-owned institutions reporting use of funds”).

8. Order of the Treasury of Russia of 17.10.2016 № 21N (ed. of 28.12.2017) “on the procedure for opening and maintaining personal accounts by territorial bodies of the Federal Treasury” (Registered in the Ministry of justice of Russia 01.12.2016 № 44513).

9. Federal law of 08.05.2010 № 83-FZ (ed. of 26.07.2019) “On amendments to certain legislative acts of the Russian Federation in connection with the improvement of the legal status of state (municipal) institutions”.

10. Gerasimova L.N. Modern tools for managing the company’s business processes // Economics and management: problems, solutions. — 2017. — № 1. — Pp. 45–50.

11. Gerasimova L.N. Accounting of reserves in international practice // international accounting. — 2012. — № 43 (241). — Pp. 17–21.

12. Gerasimova L.N. Migliorare I sistemi contabili degli strumenti finanziari derivati // Italian Science Review. — 2014. — № 2. — Pp. 80–82.

13. Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation of 08.06.2018 № 132n (ed. of 30.12.2019) “on the Procedure for forming and applying budget classification codes of the Russian Federation, their structure and principles of appointment” (Registered in the Ministry of justice of the Russian Federation 27.08.2018 № 52011).

14. Zatsarinnaya E.I., Prodanova N.A. Accounting of labor of medical workers and its payment / E.I. Zatsarinnaya, N.A. Prodanova // Accounting in healthcare. 2019 — № 5. C. 23–34. — Access mode: https://elibrary.ru/item.asp?id=38228911.

15. Prodanova N.A., Zatsarinnaya E.I. Reporting on insurance premiums: changes in 2017 / N.A. Prodanova, E.I. Zatsarinnaya // Business and Design Review. — 2016 — V. 1 — № 4 (4). — P. 6 — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27533657.

Обязательное медицинское страхование (ОМС) представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.

Целью Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» является усиление гарантий прав застрахованных лиц на бесплатное оказание медицинской помощи с закреплением принципов осуществления обязательного медицинского страхования [1].

Учреждения здравоохранения при оказании медицинской помощи (услуг) в рамках программ ОМС несут определенные затраты, которые подлежат отражению в бухгалтерском учете.

Цель исследования: изучить особенности бухгалтерского учета учреждений при оказании медицинской помощи (услуг) на бесплатной основе (в рамках программ ОМС).

При проведении исследования использовались методы оценки и анализа информации.

В базовой программе ОМС устанавливаются требования к условиям оказания медицинской помощи, нормативы объемов предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо, нормативы финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи, нормативы финансового обеспечения в расчете на одно застрахованное лицо, расчет коэффициента удорожания.

Приказом Минздрава России от 28.02.2019 № 108 н «Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования» утвержден порядок учета затрат. Расчет стоимости медицинской помощи (услуги) производится по таблице (табл. 1) [2; 3].

Порядок отнесения затрат на формирование себестоимости медицинской помощи в рамках ОМС законодательно не установлен. Поэтому учреждение должно самостоятельно разработать такой порядок и закрепить его в учетной политике для целей бухгалтерского учета [4].

Для разработки порядка также можно использовать письмо ФФОМС от 23.07.2013 № 5423/21 и, в котором приведена методика распределения расходов по статьям затрат и по источникам финансирования и подразделениям (услугам) [5].

Для Цитирования:
Герасимова Лариса Николаевна, Особенности учета при предоставлении медицинских услуг по ОМС. Бухучет в здравоохранении. 2020;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: