По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336.221 DOI:10.33920/med-17-2308-04

Особенности учета представительских расходов в налоговом учете медицинских организаций

О.В. Шинкарева канд. экон. наук, доцент Департамента экономики и управления Института экономики, управления и права, ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», 129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, д. 4, к. 1, E-mail: shinkareva_ol@mail.ru, ORCID: 0000-0003-2291-3516
О.В. Карабанова канд. экон. наук, доцент Департамента экономики и управления Института экономики, управления и права, ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», 129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, д. 4, к. 1, E-mail: karabanovaov@mgpu.ru

Статья посвящена анализу особенностей учета представительских расходов в налоговом учете медицинских организаций. Проанализированы особенности и критерии, согласно которым расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах, могут быть отнесены к представительским. Подчеркнуто, что не все расходы, которые в соответствии с Налоговым кодексом РФ могут быть отнесены к представительским, относятся к расходам в налоговом учете — в связи с тем, что данный вид расходов нормируется, их размер не может превышать 4% от расходов организации на оплату труда сотрудников. Приведены практические ситуации, описывающие конкретные примеры отнесения расходов к представительским. Рассмотрены практические ситуации, в которых определяется размер представительских расходов, которые могут быть учтены в расходах организации для целей налогового учета при расчете налога на прибыль организаций. Отмечено, что финансовым работникам компаний и учреждений необходимо следить за тем, превышают ли представительские расходы лимит за налоговый период, и в целях оптимизации налогообложения планировать их размер и время совершения таким образом, чтобы была возможность учесть в расходах максимально возможную сумму представительских расходов.

Литература:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ [Электронный ресурс]. — URL: www.consultant.ru (дата обращения: 26.06.2023).

2. О порядке учета в целях исчисления налога на прибыль стоимости сувенирной продукции. Письмо Минфина России от 01.11.2010 № 03-03-06/1/675 [Электронный ресурс]. — URL: www.consultant.ru (дата обращения: 26.06.2023).

3. Письмо Минфина России от 01.12.2011 № 03-03-06/1/796 [Электронный ресурс]. — URL: www.consultant.ru (дата обращения: 26.06.2023).

4. Письмо Минфина России от 05.06.2015 № 03-03-06/2/32859 [Электронный ресурс]. — URL: www.consultant.ru (дата обращения: 26.06.2023).

5. Письмо Минфина России от 05.07.2019 № 03-03-06/1/49848 [Электронный ресурс]. — URL: www.consultant.ru (дата обращения: 26.06.2023).

6. Письмо Минфина России от 10.04.2014 № 03-03-РЗ/16288 [Электронный ресурс]. — URL: www.consultant.ru (дата обращения: 26.06.2023).

7. Письмо Минфина России от 21.09.2020 № 03-03-07/82582 [Электронный ресурс]. — URL: www.consultant.ru (дата обращения: 26.06.2023).

8. Письмо Минфина России от 22.01.2019 № 03-03-06/1/3120 [Электронный ресурс]. — URL: www.consultant.ru (дата обращения: 26.06.2023).

9. Письмо Минфина России от 16.08.2006 № 03-03-04/4/136 [Электронный ресурс]. — URL: www.consultant.ru (дата обращения: 26.06.2023).

10. Письмо МНС РФ от 16.08.2004 № 02-5-10/51 [Электронный ресурс]. — URL: www. consultant.ru (дата обращения: 26.06.2023).

11. Письмо УФНС по городу Москве от 30.04.2008 № 20-12/041966.2 [Электронный ресурс]. — URL: www.consultant.ru (дата обращения: 26.06.2023).

12. Алексейчева Е.Ю., Куломзина Е.Ю., Магомедов М.Д. Налоги и налогообложение. Учебник для бакалавров. — М.: Дашков и К, 2017. — 300 с.

13. Голова Е.Е., Баранова И.В. Учет представительских расходов в коммерческой организации // Азимут научных исследований: экономика и управление. — 2021. — № 10, 4 (37). — С. 86–88.

14. Данчиков Е.А., Малых Н.И., Проданова Н.А. Налоговый контроль как составляющая государственного финансового контроля // Экономика и предпринимательство. — 2017. — № 5–1 (82). — С. 66–71.

15. Починок Н.Б., Шинкарева О.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. — М.: Российский государственный социальный университет, 2018. — 220 с.

16. Симонова Л.Ю. Гости дорогие: представительские расходы // Бюджетный учет. — 2023. — № 2 (218). — С. 30–34.

1. Tax Code of the Russian Federation (Part Two) of 05.08.2000 № 117-FL. [Electronic Resource]. Available at: URL: www.consultant.ru (accessed 26 June 2023).

2. On the accounting procedure for calculating income tax on the value of souvenirs. Letter of the Ministry of Finance from 01.11.2010 № 03-03-06/1/675. [Electronic Resource]. Available at: URL: www.consultant.ru (accessed 26 June 2023).

3. Letter of the Ministry of Finance of the Russian Federation from 01.12.2011 № 03-0306/1/796. [Electronic Resource]. Available at: URL: www.consultant.ru (accessed 26 June 2023).

4. Letter of the Ministry of Finance of the Russian Federation from 05.06.2015 № 03-03-06/2/32859. [Electronic Resource]. Available at: URL: www.consultant.ru (accessed 26 June 2023).

5. Letter of the Ministry of Finance of the Russian Federation from 05.07.2019 № 03-03-06/1/49848. [Electronic Resource]. Available at: URL: www.consultant.ru (accessed 26 June 2023).

6. Letter of the Ministry of Finance of the Russian Federation from 10.04.2014 № 03-03-РЗ/16288. [Electronic Resource]. Available at: URL: www.consultant.ru (accessed 26 June 2023).

7. Letter of the Ministry of Finance of the Russian Federation from 21.09.2020 № 03-03-07/82582. [Electronic Resource]. Available at: URL: www.consultant.ru (accessed 26 June 2023).

8. Letter of the Ministry of Finance of the Russian Federation from 22.01.2019 № 03-03-06/1/3120. [Electronic Resource]. Available at: URL: www.consultant.ru (accessed 26 June 2023).

9. Letter of the Ministry of Finance of the Russian Federation from 16.08.2006 № 03-03-04/4/136. [Electronic Resource]. Available at: URL: www.consultant.ru (accessed 26 June 2023).

10. MNS RF Letter № 02-5-10/51 from 16.08.2004. [Electronic Resource]. Available at: URL: www.consultant.ru (accessed 26 June 2023).

11. Letter of the Federal Tax Service for the Moscow city from 30.04.2008 № 2012/041966.2. [Electronic Resource]. Available at: URL: www.consultant.ru (accessed 26 June 2023).

12. Alekseycheva E.Y., Kulomzina E.Y., Magomedov M.D. Taxes and taxation. Moscow: Dashkov and K, 2017, 300 p. (in Russian).

13. Golova E.E., Baranova I.V. Accounting of representative expenses in a commercial organization. Azimut nauchnyh issledovanij: jekonomika i upravlenie (Research Azimuth: Economics and Governance). 2021; 10, 4 (37): 86–88 (in Russian).

14. Dantchikov E.A., Malykh N.I., Prodanova N.A. Tax control as a component of state financial control. Jekonomika i predprinimatel’stvo (Economics and entrepreneurship). 2017; 5–1 (82): 66–71 (in Russian).

15. Pochinok N.B., Shinkareva O.V. Taxes and taxation: Moscow: Russian State Social University, 2018, 220 p. (in Russian).

16. Simonova L.Yu. Guests are expensive: hospitality expenses. Bjudzhetnyj uchet (Budget accounting). 2023; 2 (218): 30–34 (in Russian).

Многие организации, в том числе и медицинские, как частные, так и государственные, особенно средние и крупные, несут расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других компаний, участвующих в переговорах по каким-либо вопросам для поддержания сотрудничества — например, заключения договоров на приобретение медикаментов или иных товаров, обслуживание медицинского оборудования, реализацию медицинских услуг сотрудникам компании и пр. При этом не все типы данных расходов можно отнести к представительским и не весь объем таких расходов можно принять для уменьшения налоговой базы при расчете налога на прибыль организаций [12; 15]. Поэтому финансовым работникам медицинских организаций необходимо знать особенности отнесения расходов к представительским, а также рассчитывать их максимальный лимит, который может быть отнесен на уменьшение прибыли в налоговом учете.

Цель исследования: анализ особенностей учета представительских медицинских организаций и учреждений в целях исчисления налога на прибыль организаций.

Материалы и методы исследования: изучены Налоговый кодекс Российской Федерации, письма Министерства финансов РФ и Федеральной налоговой службы по данному вопросу [2–10], а также научные труды отечественных экономистов [11–16].

Рассмотрим, какие расходы являются представительскими. Согласно п. 2 ст. 264 НК РФ, к ним относятся расходы на официальный прием либо обслуживание:

• представителей иных организаций, которые ведут с данной компанией переговоры для установления или продолжения сотрудничества;

• участников, приехавших на заседания совета директоров (либо правления или иного руководящего органа организации).

Следует отметить, что отнесение таких расходов к представительским не зависит от места проведения официального приема — оно может быть как на территории самой компании, так и вне ее.

Учреждения, особенно медицинские, зачастую могут организовывать официальные приемы не только для представителей других организаций, но и для потенциальных клиентов — физических лиц с целью заключения с ними договоров на медицинское обслуживание. В связи с этим часто возникает вопрос: можно ли эти расходы отразить в налоговом учете? Следует отметить, что, хотя Налоговый кодекс РФ содержит формулировку «представители других организаций», Министерство финансов придерживается позиции, что расходы на прием физических лиц с целью дальнейшего заключения с ними договоров или при наличии с ними уже заключенных договоров также могут быть отнесены к представительским [4].

Для Цитирования:
О.В. Шинкарева, О.В. Карабанова, Особенности учета представительских расходов в налоговом учете медицинских организаций. Бухучет в здравоохранении. 2023;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: